Процесс развития цивилизаций неразрывно связан с различными видами противостояния: военного, экономического, религиозного, этнического. В то же время каждая новая цивилизация не возникает на пустом месте, она всегда, вольно или невольно, впитывает в себя культурно-исторические ценности предшествующих и экспансированных сообществ. Весь ход мировой истории являет собой пример взаимодействия различных культур на локальном, региональном, национальном и мировом уровне.
Современное мировое сообщество весьма чутко реагирует на различные изменения в развитии основных планетарных систем, которые можно разделить по ряду признаков. Глобальные экономические системы: развитые индустриальные страны; страны с интенсивно развивающейся экономикой; отсталые в экономическом развитии страны. Глобальные политико-экономические системы: страны с рыночной экономикой; страны с плановой экономикой; страны с переходным типом экономики. Глобальные культурно-языковые системы: англосаксонская, германская и скандинавская, латинская, славянская, тюркская, арабская, финно-угорская. иероглифическая (Китай, Южная и Северная Корея, Япония), индо-азиатская (Индия, страны Юго-восточной Азии) и другие. Мировые религиозные течения: христианство, мусульманствo, буддизм, иудаизм. Глобальные региональные системы: Северная Америка; Центральная и Южная Америка; Западная Европа; центральная Европа; Восточная Европа и Евразия; Дальний Восток; Юго-восточная Азия; Центральная Азия; Ближний Восток; Северная Африка; Центральная Африка; Южная Африка; Австралия и Новая Зеландия; Океания.
Противостояние между глобальными мировыми системами, как правило, обусловлено не каким-то одним. культурным или религиозным фактором, а определяется целым рядом причин. Неравномерность социально-экономического развития является, по нашему мнению, определяющим фактором возникновения напряженности как между различными глобальными системами, так и внутри этих систем. Более развитая система или подсистема включает в сферу своих интересов (экономических, политических и иных) различные регионы, при этом не обращается внимания на интересы народов, проживающих на этих территориях. Эксплуатируемая система или регион по разному реагируют на внешнюю зкспансию, события при этом могут развиваться по следующему сценарию: открытое сопротивление, скрытое сопротивление, пассивное вхождение в более развитую систему как ее часть.
Как только доминантная система ослабевает, что сопровождается разного рода кризисами, сопротивление подавляемых регионов и систем возрастает, и они либо приобретают номинальную независимость, либо попадают в сферу интересов других доминантных систем, при радикальны изменениях бывшая доминантная система может не только утратить свою лидирующую роль, но и стать сферой интересов для других, более развитых в экономическом и политическим отношении систем.
Любые кризисные явления в мировом сообществе, как правило, сопровождаются обострением различных противоречий: политических, экономических, культурных, этнических, религиозных и даже языковых. Скрытое сопротивление приобретает форму открытого политического протеста, вооруженной агрессии, локальных и мировых военных конфликтов. Победу при этом часто одерживает не более экономически развитая сторона, а более политически и системно организованная. Если доминантная система по какой-либо причине не может подавить противодействие, а эксплуатируемая система обладает достаточными внутренними ресурсами и организацией, скрытое сопротивление затягивается и переходит в форму террора по отношению к подавляющей системе или ее представителям, вне зависимости от того, станут ли жертвами официальные лица или простые граждане.
Кризисные явления и противоречия между трудом и капиталом, имевшие место в индустриальных странах в начале и середине двадцатого века, привели к изменению экономики западных стран. Большинство ведущих мировых монополий отказались от единоличного владения и управления предприятиями в пользу акционирования, совместного владения и коллективного управления, что позволило не только переложить груз персональной ответственности на эффективных менеджеров, но и снизить социальное напряжение. Нанятые работники становились акционерами и вошли в систему управленияпроизводством. Большинство современных транснациональных и крупных национальных корпораций имеют триединую систему управления, которая включает акционеров, принимающих решения на собраниях, нанятых менеджеров, отвечающих непосредственно за производство и советы трудовых коллективов, которые выражают интересы работников, которые не только получают заработную плату, но и часть прямой прибыли. В ряде западноевропейских стран произошли изменения в бюджетной политике: возросло налоговое давление на крупный капитал с целью перераспределения доходов в пользу малоимущих слоев населения.
В двадцатом веке, особенно в последней его четверти, конвергенция затронула и политические системы развитых и системообразущих стран. Большинство парламентариев стран Западной и центральной Европы представляют все слои населения. Реальная многопартийная система, еще недостаточно крепкая и развитая, стала создаваться в Восточной Европе и Евразии. Параллельно развитие получили принципы рыночной экономики, право на владение средствами производства и землей законодательно закреплено в большинстве стран, традиционно считавшихся социалистическими.
Доминантные мировые системы создают свою идеологию, которую они пытаются навязать всеми человечеству, К сожалению, это нашло отражение и в науке. Достижения в технических областях знаний позволяют некоторым учении сделать вывод о приоритете западноевропейской и североамериканской научной мысли в естественнонаучных и социальных сферах. Большинство ученых в своих трудах даже не упоминают о том, что аналогичные исследования проводятся в арабских, тюркских и других странах. Ссылаться на труды, если они не изданы или переизданы в Европе или Северной Америке, не переведены на европейские языки, просто не прилично. Однако это не значит, что все исследования, сделанные учеными вне традиционных университетов, не представляют никакой ценности.
С точки зрения науки, общественная система, существующая в ряде арабских стран, является в известном смысле идеалом социального устройства. Любой человек. попавший в эти страны из западного общества, будет поражен низким уровнем или даже полным отсутствием преступности. Причем связано это не с жестокостью положенного за преступления наказания, как это принято считать среди европейцев, а, в первую очередь, иной системой ценностей. Заслуживает самого пристального внимания и система воспитания детей, система образования, социализации и адаптации молодежи в обществе. Практически каждый подросток уже с ранних лет знает, что он получит возможность трудится, хотя бы и мальчиком в лавке, причем с возрастом его социальный статус будет меняться в сторону повышения. В арабских странах практически отсутствует молодежная и подростковая преступность, а уверенность в социальном обеспечении, в том, что ни один ребенок не останется на улице, позволяет арабским женщинам рожать столько детей‚ сколько им позволяет здоровье. Отличительной чертой арабского общественного устройства является отсутствие значимых противоречий между различными слоями населения, сплоченность и единство ценностных ориентаций. Многим западным социологам, политологам, педагогам, правоведам, другим представителям гуманитарных наук следует более пристально изучить подобный опыт.
В европейской науке в силу некоторых обстоятельств, идеологических клише возник некий образ мусульманина-террориста, в последнее время количество работ‚ посвященных исламскому фундаментализму, противостоянию цивилизаций, превышает количество работ, затрагивающих темы воспитания в исламе. Незаслуженно предаются забвению труды по философии, современной восточной культуре и социальным традициям. В западном обществе муссируются предположения о том, что представители ислама и исламская цивилизация через определенное время станут доминировать в ряде индустриальных стран за счет высокой рождаемости и самоорганизации ее представителей. Реально, это вряд ли имеют видимые основания, если только не будет создана искусственная религиозная и культурная изоляция и сегрегация тюркских и арабских этносов. Демографические процессы приведут к тому, что уже в третьем и четвертом поколении большинство турок и арабов примут ценности того общества, в котором они живут, а те, кто захочет сохранить вне прикосновенности национальные традиции, вернется на родину своих предков.
Глобализация мировой экономической системы, активное включение регионов, раньше считавшихся закрытыми для европейцев (Япония, Турция, арабские страны), перемещение трудовых ресурсов, влияние средств массовой информации, особенно радио и телевидения, интернациональная поп-культура привели к европеизации самых различных культур. Возникает проблема сохранения самобытности и самого существования целых наций, которые сформировались в конкретных исторических и географических условиях. Каждая нация обладает определенным уровнем знаний, позволивших ей гармонично сосуществовать с окружающей природой. Замена этих знаний и умений, позитивного исторического опыта унифицированной мировоззренческой системой, пусть и не лишенной научности, изрядно добавит забот тем, кто придет на смену исчезнувшим народам, исчезнувшим цивилизациям. Основное усилие человечество в настоящее время должно направить, в первую очередь, на устранение противоречий между различными глобальными системами, между странами и народами. Те идеалы, которые казались очевидными после Второй Мировой войны, вновь оказались под угрозой.
Мировое сообщество в двадцать первом веке ожидает множество проблем, связанных с различными экономическими, политическими и этническими факторами. Не стоят забывать и о глобальных климатических изменениях, вызванных как деятельностью человека, так и циклическими изменениями природных процессов, фактором риска для человечества будут сложные технические системы, управление которыми затруднено в силу психических особенностей человека, эволюционно созданного для более спокойного ритма деятельности. Ни одна, даже самая развитая страна, не в силах самостоятельно решить весь комплекс надвигающихся проблем. Эгоистическое отношение к менее развитым странам как сырьевым придаткам, базам для размещения войск, источникам дешевой рабочей силы приведет лишь к большему противостоянию и напряженности в мире. Объединить усилия человечество сможет лишь тогда, когда от каждой глобальной системы и от каждой отдельной культуры будет взят конкретный положительный опыт, независимо от того, будет ли это опыт преодоления экономического неравенства и социального напряжения, опыт бесконфликтного социального устройства, опыт эффективного менеджмента или просто опыт правильного питания и обретения душевного равновесия. Если позитивный опыт будет распространяться на все население Земли, если будут учитываться интересы не только доминантных этносов и сообществ, то совместные действия дадут шанс и на выживание и на развитие человечества.
Добавить комментарий