Проблемы становления института муниципальной власти в Санкт-Петербурге

[56]

В процессе демократизации Российской Федерации назрела проблема коренного реформирования ее политической системы, в том числе, реформирования местной власти.

Осенью 1993 года был издан ряд указов Президента России, положивших начало этим изменениям. Следом, в Конституции, принятой 12 декабря 1993 года было записано: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (гл.1 ст.12). Процесс разработки Федерального закона, который сформулировал бы общие принципы организации местного самоуправления, занял почти два года. Государственная Дума приняла данный Федеральный закон 12 августа 1995 г.

Под местным самоуправлением понимается форма народовластия (форма публичной власти), позволяющая территориальным коллективам (местным сообществам) с использованием собственных материальных и финансовых ресурсов самостоятельно и под свою ответственность, непосредственно и через органы местного самоуправления, в структуру которых обязательно входят выборные органы, в пределах и в порядке, установленных законом, решать определенный круг вопросов, составляющих общие интересы членов территориального коллектива.

На территории Санкт-Петербурга расположено 111 муниципальных образований. В их ведении находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Остановимся на вопросах местного значения. Реально органы местного самоуправления г. Санкт-Петербурга занимаются благоустройством и озеленением территорий муниципальных образований; организуют вывоз стихийных свалок; оказывают ритуальные услуги; осуществляют контроль за соблюдением правил торговли совместно с налоговой службой; выделяют из своего бюджета пособия на опекаемых детей. Остальные предметы ведения местного самоуправления продолжают оставаться на бумаге. Среди них:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью и т. д.

[57]

Одной из причин несоблюдения этих пунктов Федерального закона вызвано маленьким бюджетом. Например, в Сестрорецке он составляет в идеале 12 рублей на одного жителя. Следует учесть, что муниципальное образование г. Сестрорецка далеко не самое бедное на территории Санкт-Петербурга.

Другой причиной является нежелание исполнительной власти делится властью с органами местного самоуправления. Складывается впечатление, что институт муниципальной власти создан формально. В Законодательном Собрании г. Санкт-Петербурга закон о передаче собственности органам местного самоуправления рассматривается уже 3 года. Первоначально планируется передать в собственность помещения, где работают выборные и должностные лица муниципальных образований.

Третьим существенным недостатком является отсутствие постоянного контроля за расходом бюджета муниципальных образований.

Институт муниципальной власти в г. Санкт-Петербурге, как и на территории Российской Федерации, еще не полностью сформировался. Понадобятся годы, чтобы местное самоуправление стало по-настоящему эффективным.

Добавить комментарий