Существующие проблемы муниципального управления в Москве и Санкт-Петербурге и перспективы их решения

[153]

Анализируя деятельность органов местного самоуправления в двух мегаполисах, можно отметить следующее:

Во-первых, как мне кажется, необходимо различать два типа системы местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве, хорошо виден административный тип организации системы местного самоуправления. В Санкт-Петербурге мы видим, хотя и урезанную, но все же более демократичную систему.

Во-вторых, весьма актуальна проблема эффективности системы местного самоуправления. Многие специалисты высказывают тезис о том, что органы самоуправления решают местные задачи в целом эффективнее, чем это делают структуры государственной власти, формируемые региональными администрациями сверху. Они полагают, что чем демократичнее способ формирования власти в низу, тем легче ей подключить к решению местных задач непосредственно само население.

Но хотелось бы отметить, что практическая деятельность местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, скорее опровергает этот тезис. Косвенным подтверждением низкой эффективности работы органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, могут служить результаты социологического опроса. Он был проведен в период с 3 по 8 марта 2000 года. Группа исследователей опросила жителей муниципального образования №79, находящегося в центральном административном районе города. Опрос показал отношение жителей округа к органам местного самоуправления. В рейтинге доверия избирателей они находились на пятом месте, из семи, после них — Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и СМИ. Более 80% опрошенных вообще ничего не знают о деятельности своего муниципального образования. Остальные считают ее неудовлетворительной и малоэффективной. Итоги выборов депутатов муниципальных образований, прошедшие 26 марта и 14 мая в Санкт-Петербурге, также подтверждают, что население, не только не чувствует реальной поддержки и помощи в решении местных вопросов, но в большинстве случаев даже не знает, что это за органы местной власти. Поэтому при голосовании избиратели проголосовали в большинстве случаев против всех кандидатов.

В отличие от Санкт-Петербурга, московская система весьма работоспособна и эффективна. Сегодня, когда экономика и социальная сфера России находятся не в лучшем состоянии, административный тип системы местного самоуправления вполне может быть реализован в Санкт-Петербурге. Те же представители федеральных органов [154] государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ (Санкт-Петербурга), которые выступают за дальнейшее развитие представительной, более демократичной по сравнению с административной, формы муниципального управления, должны:

  • инициировать изменения административно-территориального деления, то есть разукрупнить муниципальные образования до уровня районов;
  • осуществить постепенную передачу полномочий районных администраций органам местного самоуправления;
  • детально проанализировать расходование средств муниципальными образованиями и учитывать при формировании бюджетов органов местного самоуправления неравенство в экономическом и социальном положении муниципальных образований и т. д.

В-третьих, один из важнейших вопросов — территориальное деление мегаполиса. В Санкт-Петербурге, проводя муниципальную реформу, городская администрация сделала все, чтобы не делиться с органами местного самоуправления своими полномочиями. Результатом чего, стало в частности деление города не по районам, а на более мелкие муниципальные образования. Учитывая, что управление инфраструктурой осталось на районном уровне, местное самоуправление изначально становилось бессильным и бесправным.

В Москве количество территориальных единиц, как и в Санкт-Петербурге достаточно велико, но разрозненность в их деятельности сглаживается за счет централизованной структуры управления.

В-четвертых, необходимо четкое разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходима координация деятельности государственных и местных властей. Следовательно, необходимо принятие Закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий.

В-пятых, достаточно остро в Санкт-Петербурге стоит вопрос об участии населения в процессе управления городом. Основная проблема — недостаток информации о предназначении и деятельности органов МСУ, следовательно, целесообразно создание тематических передач, общегородских газет, которые освещали бы имеющиеся проблемы городского и районного масштаба в большей степени, чем это делается сейчас.

И все таки, несмотря на то, что на сегодняшний день система местного самоуправления в Санкт-Петербурге мало эффективна, это не говорит о том, что она не нужна городу. Она необходима, но только при условии того, что будут решены все выше указанные проблемы и система будет эффективной. Для этого необходимо более слаженное и продуктивное взаимодействие Администрации Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области местного самоуправления.

Если на сегодняшнем этапе развития власти не готовы усовершенствовать существующею систему, то в такой ситуации наиболее рациональным будет использование в Санкт-Петербурге московской модели организации [155] системы местного самоуправления. Таким образом, необходимо четко определить, что в настоящих условиях для нашего города более эффективно иметь административную структуру муниципального управления, либо пытаться развивать представительную форму муниципального управления.

Таковы на сегодняшний момент перспективы развития системы местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий