Современная социо-культурная ситуация приводит нас к признанию массовой культуры как доминирующей. Причем, речь идет, прежде всего, о способе распространения этой культуры, который опирается на достижения технологического прогресса. Можно заметить, что в культурологии возникла необходимость уточнения самого термина «массовая культура», который используется в совершенно разных контекстах.
Самая известная смысловая оппозиция, аксиологически окрашенная, это — «элитарная культура — массовая». Причем это противопоставление определялось на уровне теории жанров. Нельзя было написать элитарную комедию, оперетту или детектив. Безусловно, придя в филармонию, в оперу или на балет мы ожидаем, встречи с высоким искусством, которое как бы гарантировано самим видом и жанром искусства. «Все детективы — ширпотреб!» — пример формулы оценивающий состоятельность жанра в рамках классической системы ценностей «высокое-низкое». Но разнообразная художественная практика конца века внесла сумятицу в оценки. Хотя Достоевский писал всю жизнь детективы, вряд ли мы отнесем его произведения к массовой культуре. Тем не менее, постмодерн и его не пощадил, превратив «Идиота» в «Даун хаус». Или появившиеся в целях фиксации значимости всевозможные самоназвания: «золотой голос России», «лучший голос нашей страны», «суперзвезда оперной сцены» абсолютно немыслимы в рамках элитарного потребления. Если тебе доверили петь в Ла Скала, то зачем еще нужны какие- либо ярлыки?
Когда мы называем массовой культуру популярную (а в английском языке, используется именно этот смысл для определения массовой культуры), то здесь оказывается огромное число произведений из разных жанров, представленных в рекламно-эстрадном варианте. Безусловно, что подлинно популярным, произведение делает его «раскрутка», то есть количество сопутствующей информации (причем совершенно ненужной, ничего не проясняющей ни о творческом замысле, ни о методах работы, ни о художественных открытиях) и мероприятий (чаще «презентация-банкет») с использованием (обязательно!) самих средств массовой информации — СМИ. Материально-экономическая составляющая в такой культуре первична, она служит критерием оценки и значимости произведения. Если на фильм потрачено 60 миллионов долларов, то одно это должно вызывать восторг и уважение потребителя.
Еще один смысл, вкладываемый в понятие массовая и популярная культура — это культура народная. Причем под народом понимаются, в основном «массы трудящихся» занятые в производстве и потреблении, но не в управлении. В советские времена номенклатура присваивала себе функции элиты, выступая не только цензором, но, и общественным критерием вкуса. Причем, специальное образование, соединенное с неограниченной властью приводило к трагическим для культуры государственным решениям (Жданов А.А.). К счастью, сейчас от премьер-министра не требуется знание классики, хорошо, если на баяне играет и не насаждает свои вкусы по всей стране, пытаясь руководить культурой.
Понятие народная культура указывает, во-первых, на ее неспециальный характер (самодеятельность, народное творчество), а во-вторых, на связь с традиционной культурой. Фиксация традиций, безусловно, связана с этносом. Поэтому в рамках цивилизационного устройства современного мира традиционная культура в культуру массовую не включается. Хотя понятно, что производство массовой культуры не может обойтись без архетипов традиционного мышления, без выработанных веками традиционных ценностей, без усвоенных многими поколениями эстетических предпочтений.
Многолетняя критика массовой культуры была направлена на ее материально-потребительские основания и, соответственно, бездуховность, на ее «всеядность» и дурной вкус. Существование андеграунда, маргинальных культур на одном полюсе, а официально-элитарной культуры на другом, ориентировало нас в выборе. Ситуация «свободы» породила необходимость заполнения пространства культуры. Нам кажется, что именно понятие «срединной» культуры должно придти на смену понятия «культура массовая». Возникает потребность в снятии оппозиций. Культура, не требующая титанических усилий над вопросом «Что он хотел этим сказать?», и в то же время не сводящаяся к «двум притопам, трем прихлопам» занимает ту нишу, которая отводилась массовой культуре. Социальной базой «срединной культуры» является средний класс (которого у нас пока нет) с устойчивой и непротиворечивой системой ценностей (в том числе и эстетических), с оформленным нравственным идеалом, с устойчивым образом жизни, обеспечивающим равновесие между социальными запросами и внутренними ресурсами, гарантированным умеренным благосостоянием. Срединная культура связана с культурой повседневности и обыденной культурой. Именно, в рамках обыденности человек существует целостно, принимая свое настоящее как вечное во внешне константном мире, не нуждающемся в трансформациях. Поэтому именно срединная культура способна соединить человека с подлинной (абсолютной) реальностью, носящей духовный характер.
Добавить комментарий