Христианский взгляд на построение гражданского общества

[96]

При построении гражданского общества необходимо ответить на два вопроса: кто этого хочет и как это осуществить? Если мы хотим, чтобы наши дети жили в гражданском обществе, то нам следует уделять больше внимания образованию.

1. «И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести в это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблоков, ни даже воды для питья?» (Числа, глава 20, стих 5) В наше время самоубийства стали очень распространенным явлением 1. Кончают с собой не только душевнобольные люди, а часто и те, кто, по мнению врачей, психически здоров. (Интересно, что часто люди считают самоубийство проявлением мужества, тем самым не только показывая свое положительное к нему отношение, но и признавая возможность окончательной потери смысла жизни.)

Когда человек перестает видеть смысл жизни, он перестает и действовать и часто готов покончить с собой. (Одна из разновидностей самоубийства, но растянутого во времени, очень распространенная в наше время — наркомания).

А может ли такое вообще произойти — может ли человек потерять смысл жизни? Или смысл жизни незыблем? Может ли человек, проснувшись однажды утром, обнаружить, что ему больше незачем жить — просто так, без причины? Я таких людей не встречал, наверно, потому что в жизни ничего просто так не происходит. Всему есть основания. А вот людей, потерявших смысл жизни из-за трагедии или «обвала «того, ради чего они работали всю жизнь, найти нетрудно. Такими людьми полна вся Россия. Стремясь построить коммунизм, они получили тоталитаризм. Да и тот обрушился, произошла перестройка. Почему это случилось? И почему вместе с крушением этой великой утопии люди потеряли смысл своей жизни? Чтобы ощущать жизнь осмысленной, людям чаще всего необходима цель. Была цель, и эта цель была коммунизм.

А коммунизм в представлении этих людей — не что иное, как рай на земле. Их целью было построение рая. Как и всем утопиям (а это была утопия), ей не суждено было осуществиться. Произошло обратное — вместо рая возник ад. В этом нетрудно убедиться, вспомнив, сколько человек погибло ради этой идеи и сколько было построено концлагерей.

Людей стало душить то, что они натворили и постепенно смысл жизни для них стал утрачиваться. В Евангелии от Матфея говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, [97] ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (глава 6, стих 19). Эти слова напоминают нам о том, что нельзя найти на этой земле ничего совершенного. Настоящее сокровище мы найдем только в Боге. Нет ничего, что могло бы дать истинный смысл человеческой жизни, кроме Бога. Поэтому, когда люди строят утопии или добиваются чего-либо, думая, что в этом заключается смысл их существования, они в конце концов разочаровываются и падают духом. Задача христиан — показать людям, ради чего они сотворены. Вместе с тем, верующие должны учитывать, как сложно помнить о смысле жизни в трудных обстоятельствах. Когда человек голоден, ему бывает трудно думать о чем-то кроме еды. Сегодня, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни, необходимо улучшить его жизненные условия, чтобы человек смог освободиться от чрезмерных повседневных забот и осмыслить свое существование. У верующих и у неверующих стоит одна и та же задача. Для неверующих это естественное стремление улучшить свою жизнь, а христиане, создавая гражданское общество, смогут помочь людям обрести смысл жизни. В Библии сказано: «возлюби ближнего твоего как самого себя» (Марк. 12:30) и еще: «Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 10).

2. «Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в пищу врагам, Я введу туда. И они узнают землю, которую вы презрели» (Числа, глава 14, стих 31) Новое поколение хочет жить осмысленной и полноценной жизнью в цивилизованном обществе, где соблюдаются права человека. Все чаще и чаще звучит выражение «гражданское общество». Люди стараются понять, как можно делать самостоятельный выбор своего пути. Как обрести свободу — с одной стороны, быть самим собой, с другой — заботиться об общественном благе? При этом усилия должны быть направлены не на подавление зла (что неизбежно произойдет, если в обществе нет установившихся нравственных норм), а на созидание общественной жизни, максимально полезной для всех, где основной ценностью является сам человек. В таком обществе народ управляет сам собой, выбирая лишь тех людей, которые исполняют его, народа, волю, а не навязывают свое понимание жизни и положения вещей. Гражданское общество состоит из свободных граждан. Оно ценит человека как личность.

Как создать такое общество? Определенные права признаются всеми людьми, как неотъемлемые, то есть в них нельзя отказать без несправедливости — это права на жизнь, права на свободу и права на собственность. Мы должны объединиться ради этой цели. Конечно, идеального гражданского общества достичь невозможно. Но надо делать все, что в наших силах, чтобы общество максимально приблизилось к этому идеалу. Я думаю, на основе понятий «справедливость» и «ответственность», могут объединиться как верующие, так и неверующие, для построения гражданского общества.
[98]

3. Мы неумело делим годы на более и менее зрелые; а ведь нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований(Я. Корчак «Как любить детей»). Явным показателем уровня ответственности общества является отношение к детям. Через детей люди созидают. Рождение и воспитание — это акт творения. Падение уровня рождаемости в России говорит не только об эгоистичности членов общества, но о ненормальном отношении к человеческой жизни. Оправдывая свое нежелание иметь детей, люди говорят о нестабильности экономической ситуации и отсутствии уверенности в завтрашнем дне, однако мы знаем, что даже в самые трудные моменты, (такие как, например, послевоенный период) люди стремились иметь детей, потому что любили жизнь. В наше время понимание ценности человеческой жизни утеряно. Когда общество понимает, как важна забота о жизни, оно начинает развивать систему образования и воспитания. И тогда ребенок, его восприятие и творчество закладывают основы гражданского общества. Взрослые могут увидеть связь между тем, как живет, творит ребенок и тем, какая ценностная ориентация у него появляется каким он станет, когда вырастет.

В современном мире порой детям не уделяется достаточного внимания. Родители постоянно заняты и не хотят посвятить хотя бы несколько минут своим детям. Часто это связано с безразличным отношением к ним и отсутствием естественного присущего родителям понимания своей роли. Понятно, что ни к чему хорошему это не приводит. К сожалению, создавая некоторые методики и системы воспитания детей, взрослые забывают о мнении того, кого воспитывают. «: форма воспитания меняется, а содержание — запрет и принуждение — остается», — писал Януш Корчак (4). Воспоминание об этом может сохраниться на всю жизнь. Лев Толстой писал»: Вот первые мои воспоминания. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. Надо мной стоят нагнувшись кто-то, я не помню кто, и все это в полутьме, но я помню, что двое <…> и крик мой действует на них: они тревожатся от моего крика, но не развязывают меня, чего я хочу, и я кричу еще громче»(5). Для воспитания ребенка надо не только передавать ему опыт и знания, но и предоставлять ему возможность самовыражения. Когда детям все время говорят, что и как надо делать или не надо делать, что любить, что игнорировать и при этом не дают им выразить свое мнение, дети «закрываются» и перестают быть искренними, потому что это не «их», это «извне». Кроме того, они отвыкают самостоятельно мыслить и оценивать окружающее. Но, помимо этого, сегодня детям (и в школе или детском саду, и дома) навязываются ценности, разрушающие их душу. Детей приучают к жестокости и лжи. Бывает, что дети с утра до ночи играют в компьютерные игры, цель которых заключаются в том, чтобы совершить как можно больше убийств, или смотрят телевизионные программы, где насилие подается как норма, а жизнь и смерть выглядят как игра. [99] Постепенно сознание ребенка переключается с полноценной серьезной жизни, на суетную и искусственную игру.

От рождения ребенок имеет некие религиозные чувства. Известный философ и психолог В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства «пишет: «Детское сердце вовсе не является религиозно тусклым, — наоборот, оно носит в себе живое чувство Бога». И далее: «Когда расцветает в детской душе дивный цветок религиозной поэзии — кто это наблюдал, тот знает, как поэтична и прекрасна «наивная» религия, — то затем этот цветок быстро вянет, ибо ему не достает необходимого света и теплоты. Движения детской души не встречают отзвука, не поддерживаются, не укрепляются ответным религиозным огнем. В результате этого слабеет и гаснет основное религиозное чувство, и на месте его возникают разные мелкие, поверхностные, суетные и суеверные переживания».

Я думаю, что для того чтобы детские религиозные чувства развивались и находили себе опору, нужно не только поучать детей духовными разговорами. Здесь может помочь творчество. Однако В.В. Зеньковский пишет: «дитя не может обойтись без религиозных образов, и если мы не будем давать ему образов Божества, оно само создаст их». Необходимо чуткое и внимательное руководство взрослых, иначе ребенок начнет черпать их с экрана телевизора или из других доступных ему источников. Детское творчество является очень важной частью жизни ребенка. Оно рождает те мысли, которые формируют его мировоззрение, а следовательно, всю его будущую жизнь.

Детское творчество может принести пользу не только самим детям, но и взрослым. Порой родители, придя домой после рабочего дня, видят на своем столе рисунок ребенка, их душа радуется и приобретает частицу детской любви и открытости к Богу. А нам этого так не хватает. К сожалению, вся советская система образования была построена на подавлении личности ребенка. Мы же сегодня должны осознать. что ребенок — это не машина и что, если мы хотим, чтобы наши дети жили в гражданском обществе и жили осмысленно, необходимо менять и выстраивать заново всю систему образования. Тот факт, что российское образование плохо финансируется, говорит об отношении к образованию, как к чему-то второстепенному. Общество должно понять, что хорошее образование — это залог возникновения гражданского общества.

Ребенок — как зеркало того, что происходит в мире, он берет и хорошее и плохое, и из этого рождается будущее общество.

Примечания
  • [1] По данным на 1996 год, количество самоубийств в России составляло 23 человека на 100 тыс. населения в год.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий