О призвании и ответственности преподавателя философии

[85]

Глаголом жги сердца людей.
А.С. Пушкин

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

М.Ю. Лермонтов

Из кулей бумажных мантию

Он себе соорудил

И всецело в некромантию

Ум и сердце погрузил.

B.C. Соловьев

Я, ассенизатор и водовоз.

Революцией мобилизованный

и призванный.

В.В. Маяковский

«Я — не философ. Я — преподаватель философии».
Из выступлений при обсуждении
кинофильма Ю. Райзмана «Частная жизнь»

Вспоминаю слова С.Л. Франка. Начиная лекции по философии, он говорил: «Я не собираюсь учить Вас философии, ибо научить философии нельзя. Но я попытаюсь помочь Вам научиться философствовать, то есть размышлять». И далее: «Основной вопрос философии образуется из трех вопросов: «Кто я? Откуда пришел? Куда изыду?» — взятые вместе они превращаются в один: «Зачем я?».

Коль скоро речь идет о профессии преподавателя философии, то ответ на этот вопрос следует дать по крайней мере на первом курсе. Хорошо помню, что большинство моих сотоварищей, ставших студентами вскоре после Великой Отечественной Войны (а нас из 120 было 25, остальные вчерашние школьники), полагали, поработав в армии или на флоте замполитруками политруками или пропагандистами, что работа философа это что-то вроде «пропагандиста и агитатора». В этой роли они, по сути дела, и выступали, окончив философский факультет, одни лучше, другие хуже. Теперь никого из них нет — да будет им земля пухом. То, что они ушли из жизни в подобном заблуждении, вина не столько их, сколько времени, в котором они жили, поскольку, как сказал наш земляк Александр Кушнер: «Времена не выбирают — в них живут и умирают».
[86]

Итак, сперва — о призвании. Хорошо звучит: «Мое призвание — философия». Но если вслед за этим человек говорит: «Я — философ», смею полагать, что подобное заявление верное свидетельство его безответственности: ведь это не аналогично утверждениям: «я — инженер, я — токарь, я — пекарь, я — сапожник». Более того: с моей точки зрения подобное заявление сходно с заявлением: «Я — человек нравственный». В обоих случаях можете быть уверены: тот, кто это утверждает — ни то, ни другое,

В самом деле: в государстве, построенном на лжи, демагогии и насилии, могли ли бьпъ официальные университетские философы? По званиям, степеням были, даже академики: Митин и Федосеев. Но они не достойны даже тех слов, какими в свое время заклеймил «университетских философов» Артур Шопенгауэр.

А были ли в Советском Союзе настоящие философы? Были. Погибший в лагере Павел Флоренский, Прошедший лагерь и потерявший зрение Александр Лосев. Философ по призванию, однако лишенный возможности публиковать свои труды по философии, юрист Иосиф Левин. Доведенный до самоубийства Эвальд Ильенков. Не допущенный к чтению лекций в Московском университете Мераб Мамардашвили. Угасший преждевременно (как и Мамардашвили) Николай Трубников. Среди философов-этиков погибший в 1973 году Олег Дробницкий. Достаточно назвать их поименно, чтобы заявление: «Я — философ» от кого-либо иного прозвучало бы неприлично.

Потому-то я, считающий себя преподавателем этики, полагаю, что и мои коллеги — преподаватели философии, логики, эстетики, этики, философской антропологии et nес plus ultra.

В чем наше призвание и ответственность?

Призвание — открывать студентам богатство мировой философии, знакомить с великими философами (на остальных просто не оказывается времени), заражать своей любовью к знаниям — философией, воспитывать профессиональную скромность, памятую слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю»; с тех пор их справедливость и точность возросли на несколько порядков.

Сказанное определяет глубину ответственности преподавателя философии: не лгать ни в одном слове! Не возводить напраслину и не третировать великих мыслителей за то, что они жили в иные времена и многого не знали, а учить прежде всего понимать слово, которое в те времена было новым и которое, зачастую, и сегодня остается достойным уважения, «как старое, но верное оружие».

Сегодня мы, преподаватели философии, как и другие гуманитарии, получили то, о чем и мечтать не могли всего пару десятков лет тому назад: свободу мыслить и свободу говорить то, что думаем без оглядки на начальственный окрик или на изгнание из университета за «служебное несоответствие».

Сознание нашей ответственности прежде всего в том, чтобы в полной мере профессионально пользоваться свободой мысли и свободой слова, а не разменивать их на «игру в бисер», в «словолитню», не превращать в свободу пустословия и погоню за модными словечками и моднейшими концепциями. Ответственность профессионала — это умение объективно (по возможности!) оценить то, что столь пестро и многолико в современной [87] мировой философии, и так, чтобы за деревьями и пышными кустами видеть лес — ретроспективу и перспективу; глядишь, какая-нибудь очередная парадигма при этом съежится до очень скромных размеров.

И вместе с тем — всегда четко определять собственную позицию, свой взгляд, свою оценку — особенно в проблемах дискуссионных, далеких от окончательных решений. Впрочем, есть ли в философии окончательные и неоспоримые решения проблем? В этике-то уж точно — нет, оттого и занята она «вечными проблемами»,

В заключение: призвание преподавателя философии (как и любого педагога) предполагает как обязательное условие любовь к своим ученикам, студентам, слушателям. А любовь повышает степень ответственности перед обществом, поскольку сказанное Аристотелем в «Этике» имеет отношение к нам: способствовать воспитанию человека достойного гражданина государства.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий