Духовное богатство и материальная нищета. Диалектика терпения.

[174]

Образование в мировом масштабе представляет по Г.В.Ф. Гегелю длительный путь восхождения индивида к самому себе, который грандиозно представлен в его труде «Феноменология духа». Там он пишет, что «образование, если рассматривать его со стороны индивида, состоит в том, что он добывает себе то, что находится перед ним, поглощает в себя свою неограниченную природу и овладевает ею для себя». При этом становится очевидной вечная незавершенность образовательного процесса, потому как любая остановка духа равносильна смерти и гибели того интуитивно улавливаемого образа, который терпеливо хранит, передает из поколения в поколение человечество на всем промежутке его существования. Образование — это создание и воссоздание образа, который бесконечно всеобъемлющ. Человек в нем постоянно соприкасается с бессмертной природой в себе, которую он пытается удерживать как некий образец совершенства. Знаковая природа образованности очевидна. Если некий образец, как идея, неизменна, то образы его воплощения меняются на протяжении всей истории.

Разные способы познания мира открываются через духовную практику и систему образования, как эзотерический и экзотерический пути. Эзотерический путь предполагает непосредственное овладение истиной индивидом, а экзотерический путь познания соответствует опосредованному овладению истиной, или знанием о мире. Поэтому, неудивительно, когда люди, получившие высшее образование, вдруг встречаются с необразованными людьми, но знание ими жизни ничуть не уступает их собственному. Наиболее яркими образцами эзотерического знания выступают мессии трех мировых религий: Будда, Иисус Христос и Мухаммед, которые постигли истину напрямую. А что, если проложить мост, соединяющий эзотерическое и экзотерическое знания? Современная культура движется в направлении синтеза противоположных направлений в искусстве, литературе и философии. Попытка синтеза высокого и низкого стилей в философии и литературе приводит к такой популярной литературе, как, например Зиг Зиглар «Умение добиваться успеха». [175] Действительно, автор соединяет в одном тексте непосредственный жизненный опыт и те духовные знания, которые были накоплены человечеством. Например, в главе 13 третьей части «Как найти настоящих друзей» есть такое напоминание: Помните о «Золотом правиле», как условии обрести себе настоящих друзей. При этом автор подчеркивает, что «Золотое правило» является универсальным религиозным принципом. Это, соответственно, предполагает действенность этих знаний в жизненной практике индивида и его преуспевание. В одной персоне соединяются воедино заурядная и харизматическая личность. Тогда речь начинает идти не только о блаженных нищих духом, но и о богатых материально. Конечно, из жизненной практики мы знаем, что блаженные нищие духом не становятся материально богатыми, а вот материально богатые превращаются в блаженных нищих духовно.

Не знаю, есть ли необходимость писать о новой эре в культуре, где интуиция и духовная практика обретут высшую ценность. По крайней мере, Успенский П.Д. эту мысль выражал в своих работах более четко. Постичь эту идею равнозначно прохождению пути, сделанному Иисусом Христом от Бога к человеку и от человека к Богу. Человек, как говорят современные психоаналитики, существо противоречивое, двойственное, потому конфликтующее с собой и миром и как следствие этого — несчастное. Бог же — существо цельное, не конфликтное, а потому самодостаточное и блаженное. «Мы утверждаем потому, что бог есть живое существо, вечное, наилучшее, так что жизнь и существование, непрерывное и вечное, есть достояние его; ибо вот что такое есть бог» 1. Иисус Христос любовью своей примиряет Бога и человека. Сама любовь содержит в себе, как божественную природу, так и человеческую. Образ Христа это подтверждает, т. к. Его любовь это мост, соединяющий человека и Бога. Но как можно знать через любовь Бога и через Бога — любовь? По редко даруемой благодати. «Т. к. Бог есть самая совершенная и самая блаженная из всех субстанций, а следовательно, и наиболее достойная любви, а чистая истинная любовь есть состояние, заставляющее обретать радость в совершенствах и счастье того, кого любишь, то эта любовь, когда предметом ее является Бог, [176] должна доставлять нам наибольшую радость, к которой мы только способны» 2.

Блаженность нищих духом в том и состоит, что они, постигая идею Бога в опыте мышления, или духовной практике, обретают себя в Боге и Бога в себе. Душевное состояние равновесия сложно заменить деньгами, да и для блаженных нищих духом в них нет никакой необходимости. Образованный человек является обладателем истинного богатства — это знанием, которое делает его доступным ко всем сокровищам мира сего, а значит и богатым. «Образованный человек может иметь истинное чувство права, бога, но эта истинность идет не от чувства, он обязан им воспитанию своего мышления; лишь мышление создает содержание представления, а тем самым и чувство» 3. Говоря словами немецкого классика, познание Бога возможно через образование, как длительный путь восхождения к нему. Результатом этого восхождения будет обретение второй природы, духовной, или рождение души, которая, в свою очередь, есть единство природного и духовного, т. е. сам Бог.

Роль учителя в образовательном процессе несомненна. Живая трансляция знания и сам процесс общения стимулирует ученика к постижению непознанного, где учитель является невольным образцом, эталоном подражания, т. е. Он все знает, все может — он почти Бог. «Педагогика — это искусство делать людей нравственными: она рассматривает человека как природное существо и указывает путь, следуя которым он может вновь родиться, превратить свою первую природу во вторую, духовную, т. о., что это духовное станет для него привычкой» 4.

Невежество современной политики в сфере образования приводит к катастрофическим последствиям: наркомания, проституция, криминал. Экономия денег на оплате работы педагогов ведет к колоссальным затратам на содержание больниц, тюрем, исправительных лагерей. Конечно, мгновенный результат преподавательской деятельности незаметен, как не видна та гигантская творческая и интеллектуальная работа и та обреченность на духовный подвиг, который сопровождает жизнь отдельного педагога, который, ко всему прочему, продолжает оставаться человеком. Это говорит всего [177] лишь об отсутствии образованных людей в государственном аппарате. Конечно, за деньги можно купить все: и место в государственной системе управления, и диплом о высшем образовании, но, к сожалению, купить образованность невозможно, она не обменивается по системе Т — Д — Т. Образование и его обретение предполагает длительный и терпеливый процесс работы человека над самим собой. Ведь метод образования построен на имманентном действии души. «Метод есть поэтому не только высшая сила, или, вернее, единственная и абсолютная сила разума, но и высшее единственное его побуждение обрести и познать самого себя во всем через самого себя» 5.

Примечания
  • [1] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в3-х ч., М., 1977. С. 336.
  • [2] Лейбниц. Соч. В 4-х т. Т.1. М., 1982. С. 411.
  • [3] Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2-х т. Т.1. М., 1975. С. 306.
  • [4] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 205.
  • [5] Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 2-х т. Т.2. М., 1970. С. 291.

Добавить комментарий