Ритмика любви как амбивалентность души

[68]

Динамика чувства объективна и закономерна, т. к. органика не стоит на месте. Остановка жизни означает только смерть. Человек не может только любить, т. к. это равносильно замораживанию чувства и тогда любовь становится пресной, превращаясь в рутину жизни. Остро ощутить любовь и пережить ее прелесть и изысканность помогает противоположное чувство ненависти, которое выливается в формы зависти, власти, подчинения, ревности и т. д. Колорит чувства безбрежен и лишь равнодушие не дает чувству вылиться наружу. Не зря сверхзадачей в нравственном облике человека является какая-то запредельная мечта, идея, или Бог, которые уравновешивают характер, снижая ритмику настроения. Штампы по природе своей статичны. Действие динамично. Оно — процесс. Оно ведет от чего-то к чему-то, «когда одно делает, а другое делается, то действие находится посредине», как сказал еще Аристотель 1.

Сопоставление трех религиозных убеждений, таких как христианство, буддизм и ислам, наглядно демонстрирует три ритма в поведении верующих.
[69]

В Буддизме чувство растворяется в природе и космосе, что дает ощущение наполненности человека миром и соответственно порождает равнодушие как уважение к окружающим.

В Христианстве чувство растворяется в Боге, как наисовершеннейшем существе, что выражается в благоговении перед его силой и смирением в отношении к окружающим людям.

В Исламе чувство растворяется в страхе и покорности перед Аллахом, но в отношении к людям оно выливается в бесстрашие и фанатизм как стиль поведения.

Обобщая три религиозных формы поведения, можно сказать, что все они создают определенный ритм поведения. «Ритм рождается от преодоления трудностей: физических, психологических и всевозможных других» 2. Преодоление дистанции между Богом и человеком и задает ритм поведения в веровании.

В человеке сосуществуют три ритма: тела, души и духа. Ритм тела напрямую связан с возрастом, полом и здоровьем человека. Тело эгоцентрично и чаще всего манифестирует себя, доказывая другим телам достоинства своего живого организма.

Дух альтруистичен и требует от тела самопожертвования через аскезу, доказывая телу важность всеобщности, единства со всеми, необходимость признания Другого.

Душа стремится к амбивалентности, приятию, как тела, так и духа. Диалог тела и души рождает чувство любви. Именно тогда становится возможным увидеть красноречивость молчания, т. к. тело демонстрирует его, а дух порождает романтичность настроения. «В какой бы мере душа, сердце, чувство не оставались духовными и внутренними, они всегда сохраняют связь с чувственным и телесным. В телесности, во взгляде, в чертах лица или — более одухотворенным способом — в звуке и слове они всегда могут возвещать о самых сокровенных сторонах жизни и существования духа» 3.

Одним словом, душа концентрирует в себе чувство любви, которое, не выливаясь в сферу духа, осознается как всеобщность и не ограничиваясь телесностью, ощущается через неизмеримость его, тем самым открывает глубину душевного богатства.

Примечания
  • [1] Ершов П.М. Искусство толкования. Дубна, 1997. С. 16.
  • [2] Там же. С. 55.
  • [3] Г.В.Ф. Гегель. Эстетика, в 4-х т. Т. 2. М., 1969. С. 253.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий