Культура и тело

[230]

Культура, как то, что сделано человеком, определяет не только его жизнь как духовный процесс, оказывает огромное влияние на формирование индивидуального и общественного тела. Культ тела сложился еще в первобытность, когда тело являлось предметом поклонения, и несло в себе сакральную функцию. Оно не выделялось из природы, а было ее частью, дающей жизнь, олицетворяющей плодородие. В тоже время тело не обладало индивидуальными отличительными чертами, оно обобщало человеческое и природное для означения всеобщей гармонии. Сознательный шаг культивации тела был впервые сделан в Античности. Был провозглашен принцип: Заботься о теле! Именно забота о теле должна была связываться с чем-то, что выше тела, а именно с душой. Душа и тело — две субстанции, которые составляют душу человека. Этот принцип развили в целую систему — «забота о себе». Тут произошло разделение на самопознание как индивидуальный акт и на «заботу о себе» как философскую систему, основателем которой был Сократ. В своем учении он предполагал развитие этого принципа на основе духовности. Телесность была лишь первым шагом к осознанию собственного внутреннего мира. А понимание себя давало возможность управлять другими. Происходило слияние индивидуального и политического, личного и всеобщего, что послужило основой для развития риторики и ученичества, ибо самому прийти к истине невозможно. Сократовская идея была подхвачена Платоном и через его произведения передавалась дальше, однако она подверглась другим трактовкам. Если раньше «забота о себе» проявлялась в констатации своего невежества, дабы обрести истину, то в I — II вв. стоики обозначили этот принцип освобождением от зависимости, причем этой зависимостью было тело. Этика стоиков послужила ступенью к христианству, когда возвеличивалась духовность наряду с полным отрицанием тела.

В эпоху средних веков обозначилась двойственная ситуация. С одной стороны — аскетическое тело, с другой — тело рыцаря. Бог — нетелесная субстанция, он все сотворил, дал всему жизнь и является общим благом. Человек должен обратиться к Богу, приобщиться к нему своей душой, тело же мешает, ибо содержит в себе земную природу, от которой следует отказаться. Для этого создается практика аскезы. Тело становиться тщедушным, слабым, оно лишь видимость, его следует усмирять постоянным постом. Постоянные ограничения закаляли тело, делали его сильным, неподвластным желаниям. Такое выносливое тело культивировалось церковью. Государство же пропагандировало тело рыцаря посредством постоянных турниров на улицах города. Такое тело было полно жизненными соками. В христианстве дуализм возможен потому, что человеческая природа не может быть постоянно угнетаема, ей требуется выход энергии [231] либо посредством духовной экзальтации в молитве, либо посредством разрядки телесных аффектов в сражении. Разрешение церковью культа рыцарства и организация собственных орденов послужили причиной потери ею главенствующего положения. Человек перестал нуждаться в Боге как необходимой причине существования и сам вышел на ведущие позиции. Теперь главным критерием выступает разум, он довлеет и над душевным и над телесным. Разум привел к переоценке государственности, которая создала новый культ тела. Все, что не соответствовало рациональности (безумцы, больные, преступники), изолировалось (создавались тюрьмы, больницы). Появлялись особые пространства для контроля человеческого тела. Отход от духовности, ориентация на материальные ценности привел к одиночеству, к взаимному отчуждению, что породило революцию.

В современности осуществляется переоценка человеческого тела. Практика психоанализа обращает человека вовнутрь. Оказывается, что человек не воспринимает свое собственное тело как свое, так как не может отделить свой внутренний мир от своего тела. Все, что у него есть своего — это «внутренне тело», которое апеллирует к духовному миру. Таким образом, получается, что на протяжении веков человек постепенно переосмысливается как единство духа и тела, так как эти две природы не могут быть разделены, иначе человек теряет себя, свое место в мире и становится ничем.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий