Художественные журналы начала и конца XX столетия: к вопросу актуальности культурного диалога

[37]

Современное информационное пространство огромно и сложно структурировано. Сегодня на человека обрушиваются целые информационные лавины, образующие шумовой фон культуры. «Если величина шума равна величине информации, сообщение будет нулевым… Одна из основных функций культуры — противостоять наступлению энтропии.» (Ю.М. Лотман).
[38]

Пресса — одна из основных структурных единиц средств массовой информации и коммуникации. Обратимся к одной из ее составляющих — художественной журналистике, а точнее к художественным журналам. Поскольку изначально, родовой, онтологической характеристикой художественного издания было отражение мира культуры, художества, философии, этики и эстетики, обращение к тому, что выражает духовное бытие общества в целом и человека, индивидуальности, личности в частности.

Между началом XX века и его окончанием драматический, наполненный сложными духовными и социальными процессами исторический путь. За столетие своего развития культура претерпела глубинные, тектонические изменения, но ряд аналогий выстраивается.

Рубежное время как XIX — XX веков так и XX — XXI вв. означено в культуре увеличением количества и появления нового качества журнальной продукции. На конец XIX века приходится рождение именно художественного журнала отвечающего полноте характеристики данного жанра. Появление таких журналов как «Мир искусства», «Золотое руно», «Весы», «Аполлон» было обусловлено изменениями мировоззренческого порядка, сменой философско-эстетической парадигмы мышления и самосознания культуры. Искусство мыслится сферой, наделенной жизнестроительными полномочиями, становится «новой» религией в которой возможно подлинно духовное восхождение человека. Новая эстетическая установка нуждалась в новой форме своей манифестации. Ею стали художественные журналы.

Визуальный образ в искусстве имеет одно из доминирующих значений. В начале века он начинает осмысливаться в ракурсе эстетического единства с текстовым пространством журнала. Подлинность художественного журнала видится в синтезе визуального образа и внутренней, содержательной поэтики. Появление на журнальной странице иллюстрации, специальное, художественное оформление наделяет ее уже некоторым новым качеством. Линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства, языком плоскостным. Это явление было первым «мостиком» переброшенным от письменной культуры к культуре экранной, художественная страница сменилась «ожившей» страницей — экраном. Сначала экраном кинематографа, потом экраном телевизора, сегодня экраном компьютера.

Жанр художественного журнала не исчезает, а видоизменяется. Увеличивается количество и вариантность его форм, обусловленных возможностями теле-, видео- и Интернет систем. Актуальным видится сегодня сохранение идеи художественного журнала, заложенной при его рождении: единство визуального образа и текста в выражении смысловой целостности, в котором «красота» стремится сохранить «добро» и «истину». Художественный журнал Серебряного века выстраивается как художественное произведение, как произведение искусства. Он становится подлинной вещью неразделенной со своей сущностью. Для современной постмодернистской [39] культуры характерно превалирующие значение визуального изображения. И это уже некий итог развития экранной культуры. Современная журнальная продукция, которая за частую лишь по формальным признакам попадает в номинацию художественного издания, транслирует информацию чаще через выстраивание только визуального ряда. Текст, письменное слово уходят из современного культурного поля. Наблюдается явный разрыв между изображением и его ценностным наполнением. Так появляются псевдовещи, симулакры. Современный художественный журнал (за редким исключением) это только артефакт, основанный на собственной реальности. Таким образом, задачей современной эстетической мысли видится соединение места разрыва, устранение шума в канале культурной связи.

В художественных журналах Серебряного века поднимается проблема индивидуальности, авторства. Требования духовной внутренней работы, эмоционального и интеллектуального усилия, способности к богатому ассоциативному мышлению, как при создании произведения, так и при его прочтении. Впервые на зрителя, читателя возлагается активная роль, ему предлагается со-авторство. Центральным лейтмотивом журнальных публикаций становится идея «нового» искусства, которое уходит от иллюстрирования общественной жизни, реализуется и реализует вопросы экзистенциального характера. Где «существование» это данность для каждого отдельного человека и только через личное про- или восхождение, возможно обретение смысла. Проблемы культурной идентификации и самоидентификации сегодня, это вопросы поиска все того же пресловутого «смысла». Постмодернистская культура рассеяла смыслы по различно возможным картинам мира и современный человек, как и все поколения до него, пытается найти ответы на «проклятые» вопросы и обрести свою «точку сборки».

Художественные издания, изначально возлагая на себя миссию проводника по сложным лабиринтам культуры, сегодня, порой, усугубляют ситуацию, не отдавая себе в этом отчета. Сегодня на журнальных страницах располагаются не эстетические концепции, идеи, авторские программы с философским, мировоззренческим контекстом, а чаще мозаичная картина разнообразной информации. Понятно, что информация, процесс информирования это основание появления прессы как таковой, как одной из форм культуры, как средства организации коммуникации. На протяжении истории информация (в том числе и художественная) детерминировалась церковью или государством. Современная ситуация это почти апофеоз свободы печати и здесь вопрос, конечно, не в де-идеологизации, а в размывании «культурных рамок», в отказе от рефлексии по поводу ценностей, поскольку стать на точку зрения только информации означает перестать различать слова и понятия, сущее и должное, добро и зло.

Как современному человеку, тем более ребенку, личность которого находиться только в периоде становления, в ситуации размытых аксиологических [40] границ найти «золотое сечение». Думается, только через актуализацию прекрасного, через эстетическое, целостное, эмоциональное и духовное отношение к миру. Только необходимо показать, объяснить, что такое «прекрасное» и, что оно возможно. И здесь открывается необъятное поле деятельности для подлинно художественного журнала. О сути подлинности мы уже говорили, поэтому и обратились к образцам и образам изданий начала века.

Сегодня как некогда возрастает необходимость информации наполненной целостными смыслами. Художественный журнал — это универсальная, активная форма ее репрезентации. По сути, феномен художественного журнала, в одном из его аспектов, это переход из информационно-коммуникационной системы в коммуникационно-художественную.

Рефлексирующие, аналитическое отношение к культурному наследию представляется актуальным, « сама по себе фильтрация подлинного смысла, заключенного в тексте или в художественном создании, есть бесконечный процесс.» (Г. Гадамер).

Добавить комментарий