Владимир Сергеевич Соловьёв является одной из самых сложных фигур русской религиозной, общественной и политической мысли второй половины XIX — начала XX веков. Известный русский мыслитель и философ, он оказал существенное влияние на религиозно-философские искания русской интеллигенции. Вместе с тем многие стороны его наследия и сейчас осмыслены еще весьма неудовлетворительно, до сих пор вызывая острую научную полемику.
Его называют русским Оригеном, русским Платоном, светилом русской философии, но в наши дни о нем мало пишут. Выходец из семьи знаменитого историка Сергея М. Соловьёва. По материнской линии его предком был религиозный философ Г.С. Сковорода, которого во многих своих действиях повторил и Соловьёв, ставший также странствующим философом, без семьи и собственного жилища, жил у друзей. Он был равнодушен к еде, вегетарианец предпочитающий сельдерей. Иногда употреблял красное вино, говоря: «Вино — прекрасный реактив: в нем обнаруживается весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек — тот и в вине станет ангелом».
Для Соловьёва все поступки должны подчиняться единственному «всеобщему и безусловному правилу» или, как теперь иногда говорят, экологической этике — «сохранять духовную трезвость и ясность сознания». Перед смертью он повторяет Сковороду, бросившись к Трубецким в Узкое под Москвой, где, по словам П.В. Трубецкой, философ и предупредил ее, что он приедет к ним умирать, что и случилось с великим философом.
По философской экологии Соловьёва процесс взаимодействия человека и природы длится на три этапа. Первый этап, который пройден — это насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого, иссушение и истощение земель в результате хищнического неумелого землепользования; беспомощность человека в противостоянии стихиям.
[93]
Второй этап, к которому мы переходим, — разумное изъятие, изъятие с оглядкой, но также насильственное, и третий этап может быть далекого будущего — полное прекращение насилия над природой. В собрании сочинений выдающегося философа в томе 6. СПб, 1903. С.359 читаем: «Два условия, при которых общественные отношения в области материального труда становятся нравственными. Первое, общее условие состоит в том, чтобы область экономической деятельности не обособлялась и не утверждалась как самостоятельная, себе довлеющая. Второе условие более специальное, состоит в том, чтобы производство совершалось не за счет человеческого достоинства производителей, чтобы ни один из них не становился только орудием производства, чтобы каждому были обеспечены материальные средства к достойному существованию и развитию. Первое требование имеет характер религиозного: не ставить вещественное богатство самостоятельными благами и окончательною целью человеческой деятельности, хотя бы в сфере хозяйственной; второе есть требование человеколюбия: жалеть нуждающихся и обремененных и не ценить их ниже бездумных вещей. К этим двум присоединяется и третье условие, на которое еще никто не обращал серьезного внимания в этом порядке идей. Обязанность человека как хозяйственного деятеля состоит в том, чтобы обрабатывать продукты природы. Эта обязанность прямо указана в заповеди труда: возделывать землю, т.е. служить земле. Возделывать землю не значит злоупотреблять ею, не разрушать ее, а улучшать ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия. Итак, не только наши ближайшие, но и материальная природа не должна быть лишь страдательным и безразличным орудием экономического производства и эксплуатации» и далее: «Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни», а «человек пользовался своим превосходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения».
Однако для человека невозможно получить совершенство одним разом, без процесса совершенствования. Все историческое развитие, не только человека, но и физического мира — есть необходимый путь к совершенству. Неживая природа, растения, животные, собственно природное человечество и, наконец, духовное человечество — представляют собой восходящие формы совершенствования как процесса. Появление каждого нового типа, есть в известном смысле новое творение. Естественное развитие человека должно привести его к осознанию своего места в мире, и, следовательно, поведению сообразно этому месту.
Его труд «Красота в природе» созвучен космически-преобразовательным идеям В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Ю.В. Кондратюка. Он считал, что «нравственный элемент… не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии».
По экологической этике Соловьёва следует, что человек должен бережно относиться к собственному дому. Все должно строиться на [94] нравственной основе, на основе определенной философии экологии, научного изучения мироздания, мира как органического и разумного целого. Все действия должны иметь разумное начало и для его развития необходимо устранять зло, а «человечество не может жить сиюминутными заботами без ясной цели впереди».
Добавить комментарий