Философия как форма высокого общения

В данных тезисах философия рассматривается как форма высокого общения. Под этим подразумевается актуальность философского процесса в высоком общении; высокое здесь имеется в виду как способность философствующего искать ответы на предельные мировоззренческие вопросы: отношение человек — мир. Поскольку важно учитывать социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии, то необходимо отметить: философия изначально возникла как сфера, возвышающаяся над обычным бытием; исторически первой выступала в форме высокого общения, поскольку философская база знания еще не была сформирована; необходимо разделить философию как диалог и философию как общение. Диалогическая философия обладает инструментальностью и записанностью, это то, что подвергнуто рефлексии.

Философия как общение — это активный поиск, процесс, который по характеру разделяется на непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение осуществляется жестко в хронологических рамках по принципу здесь и сейчас, а косвенный характер общение приобретает, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов (понятий, положений, методов, средств общения). Поскольку общение (по определению) невозможно в полной мере каким-либо образом зафиксировать, то в истории философия рассматривается как форма античного философствования (у Пифагора и Сократа). Традиционное изложение философии Пифагора и его взглядов осуществляется без акцентирования на то, как философия его об устройстве мира раскрывается в установках как надо осуществлять философию, как общение. Сократовский метод рассматривается в работе, как философский в противовес концепции Бахтина о методе Сократа, как литературном жанре.

Диалог — информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Диалог может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица «Я» и «Другого», либо как рационализированный диалог, когда событие встречи пересматривается, исходя их полученного результата и приобретает характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт общения и гипостазируется теоретико — информативный. Кроме того, следует различать диалог в традиционном понимании — логический, и диалог в современном понимании — феноменологический. В логическом диалоге связь осуществляется через сферу общезначимого, через речь (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в речевого субъекта, что оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический диалог — непосредственный обмен и перевод между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет. Возможность взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными трансцендентальными структурами и подобием организаций сознания, не гарантирует адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка Другого во всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано с диалогом, что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над софистической беседой.

Согласно М.М. Бахтину, так как сознание есть тогда, когда есть два сознания, то корректнее употреблять вместо «науки о духе» термин «науки о духах (двух по меньшей мере)» 1.

Общение — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека — быть включенным в социум и культуру. Однако, в отличие от коммуникации, общение предполагает не только информационную, но и личностно — экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе общения и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов общения как общность. Фундаментальное отличие общения и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура общения — диалогична. Бубер называл общение людей «диалогической жизнью». Выявленная Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме общения. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения… В процессе общения существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров. Общение имеет импровизированный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения.

Гегель в работе «Лекции по история философии» дает объяснение употребления Пифагором название «философ». Пифагор, согласно пониманию немецкого философа, ставил целью своего учения не просто убедить слушателей в своей истинности, а благоустроить всю нравственную жизнь людей (которые бы действительно хотели бы изменить в себе нравственного человека). Пифагор не назвал себя мудрецом, тем, кто действует практически (то есть участвует в государственных делах), он противопоставил орден (организованный им) официальным правилам совместной жизни людей. «Философия, таким образом, не есть любовь к мудрости, как к чему-то, чем стремятся обладать; она есть неисполненное желание этого обладания» 2. Важно то, что философия осуществляется как потенция, это процесс, поэтому возможно говорить о философии как общении, так как это не застывшая форма, отлитая определенным способом и не потенциальная для какого-либо изменения. Таким образом, можно считать Пифагора основоположником философии как особого рода общения. В этом общении для философа важен момент процессуальности, акт данности беседы.

Примечания
  • [1] Новейший философский словарь. Сост. А.А. Грицанов. Мн., 1998. С. 215.
  • [2] Гегель Г. Лекции по истории философии. С. 224.

Похожие тексты: 

Комментарии

Философия как форма высокого общения

Аватар пользователя Лилия
Лилия
воскресенье, 25.02.2007 01:02

Очень интересны трактовки общения и диалога. Вы мне очень помогли. Спасибо. Мне нравятся Ваши формулировки и общий подход к проблеме. Я занимаюсь подробным изучением диалога как одного из средств обучения иностранных студентов в надпредметной деятельности.

Добавить комментарий