Философский подход к формированию нравственного облика современной молодежи

[366]

На современном этапе развития Республики Узбекистан одной из приоритетных задач является воспитание духовно совершенного человека, воспитание нового поколения, которое воплотит в жизнь идею национального возрождения государства и которое реально живет в условиях открытого общества, интегрирующего в мировую культуру. [367] Это представляет принципиально новый подход к требованиям, в первую очередь к молодежи.

Вопрос о нравственном облике имеет важное значение, поскольку стержнем морали во многом является именно нравственный облик молодежи в современных условиях.

Известно, что в молодой независимой Республике Узбекистан развертывается процесс социально-экономического развития всей общественной жизни, революционного обновления всех ее сторон. Расширение гласности, развитие демократизации и построение гражданского общества возможно рассматривать только в связи с одновременным формированием соответственного нравственного облика молодежи и человека вообще. Если сравнить формирование нравственного облика человека как одну научную проблему и формирование нравственного облика молодежи, как другую, то вторая еще более сложна.

Во-первых, сложность эта обусловлена тем, что речь идет о формировании нравственного облика в сложное время общественного развития, тогда как процесс предлагает определенную относительную равномерность движения. Во-вторых, сложность вопроса связана с необходимостью формирования нравственного облика, у молодежи, то есть у человека, который в силу свойственных ему социальных черт, связанных с его возрастом и психологией отличается еще и внутренней духовной неустойчивостью, зачастую недостаточной определенностью в решении многих вопросов жизни, поиском и нетерпеливостью в решении многих вопросов жизни. То есть приходится формировать у него нравственный облик в круто изменяющихся условиях с учетом, что это еще становящееся, развивающееся сознание.

Сейчас мы находимся на новом этапе развития общества, это же относится и к формированию нравственного облика молодежи. Революционный характер обновления предъявляет и здесь требования, соответствующие новому этапу развития нашего общества. Поэтому проблему формирования нравственного облика молодежи следует разрабатывать на этом уровне. Сложность проблемы в том, что реальная картина ее анализа и разработки такова, что нужно воспитывать и формировать нравственный облик молодежи в связи [368] с определенными трудностями. В то же время динамика самого обновления требует решения множества проблем. Нужно воспитывать и одновременно формировать нравственный облик молодежи с указанными в связи с этим трудностями. Формирование нравственного облика, есть прежде всего процесс в формировании соответствующей системы, структуры необходимых материальных отношений. Исходя же только из одного субъективного, воспитательного воздействия на личность только через его сознание, невозможно сформировать нужный в данный период истории нравственный облик.

Стержнем нравственного облика молодого человека является активная жизненная позиция. Поэтому формирование нравственного облика должно вестись, как процесс активной жизненной позиции. Это будет свидетельствовать и о сознании долга, ответственности, нетерпимости к отрицательным явлениям.

Активная жизненная позиция — главное в формировании сознания молодежи. Активность в социальном смысле может формироваться в самой материальной жизни, затем постепенно подняться, возвыситься до нормы, принципов морали, превратиться в определенных условиях политической атмосферы в систему нравственного облика. Атмосфера активности и в экономической и в духовной сферах среди молодежи, особенно коренной национальности, должна как бы восполнять ее отсутствие исторически в прошлом.

Нужно отметить определенную неоднородность молодежи по территории Республики. Соответственно эти группы молодежи по-разному воспринимают общественную жизнь, традиции прошлого, новые явления и порядки жизни, по-разному могут принять новое и отказываться от старого, отжившего свой век. В таком случае необходим дифференцированный подход к разным группам, сущность которого заключается в концентрации активности вокруг основной ведущей группы молодежи.

Некоторая часть молодежи коренной национальности, выросшая в условиях застоя, в своей жизненной ориентации, ценностях выдвигает на первый план, прежде всего профессии непроизводственной сферы, сферы обслуживания, торговли, утверждение в жизни в глазах окружающих, что подразумевает наличие достатка, дома, машины, денег. При этом характер источника этих благ не всегда ее волнует. [369] Поэтому надо постоянно возвышать авторитет честного труда, образования, социальной активности, что в свою очередь повысит авторитет и социальное положения активной молодежи в глазах других. В процессе формирования нравственного облика важны не только экономические, но и духовные факторы.

В связи с этим такому прогрессу может способствовать высокая духовность, через которую Узбекистан придет к построению демократического общества.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий