Актуализация культурологического знания для студентов негуманитарных факультетов

[61]

Преподавание курса «Культурология» для студентов негуманитарных факультетов — задача довольно сложная: курс читается, как правило, очень многочисленной аудитории (100-150 человек), предполагает только лекционные занятия, контрольные работы, консультацию и зачет. Общение с молодежной аудиторией (воспитанной на клиповой культуре) в рамках чисто профессионального языка не является адекватным. Чтобы контакт состоялся, преподаватель должен стараться говорить не столько о том, что важно в рамках настоящего предмета, как о том, что важно, актуально, что «болит» в сознании современной молодежи, пришедшей в вуз, но живущей в нестабильной, неустроенной стране, в атмосфере не устоявшихся норм, с тенденцией сдвига в сторону культивирования природных инстинктов. Безусловно, общение с такой аудиторией становится для профессионала-культуролога [62] невольным исследованием менталитета современной молодежи, особенностей ее культурных ориентаций, характера нового поколения россиян. И первый, очевидный вывод, к которому приходит специалист, состоит в том, что мы люди разных культурных генераций и первый вопрос, который необходимо решать — вопрос о коммуникации между нами. Основная задача курса «Культурологии» должна состоять не в увеличении знаний студентов общеобразовательного плана, а в увеличении мировоззренческой компетентности. Именно в этом смысле «Культурология», наряду с другими гуманитарными предметами (социологией, политологией и т.п.) должна давать надежные ориентиры в плюралистической, мозаичной, калейдоскопической российской реальности, пытаться разбираться в которой должен каждый образованный человек, тот образованный человек, на которого существует социальный заказ современности. Настоящая небольшая публикаций — попытка поделиться некоторыми находками на этом пути, находками, быть может, не абсолютно успешными, часто слишком субъективными.

Темой первой лекции, вводящей в круг культурологических проблем, выбирается — «Ситуация женщины в культуре». Актуальность ее очевидна: изучая культуру, мы предполагаем, что она (культура) является общечеловеческим достоянием, но в этом предположении умалчивается, что женщина, если и является полноправным «потребителем» культуры, то полноправным «производителем» — еще нет, иными словами, она безусловно объект, но не субъект культуры. Исторически закрепленное положение женщины стало довольно быстро и радикально меняться в последнее столетие, принесшее реальные результаты и в масштабах феминистского движения, и социального статуса женщины, особенно на Западе. Острота ситуации в России усиливается тем, что женщина в период перестройки была эмансипирована очень жестко и часто насильственно и непреднамеренно. Она была освобождена от опекающего покровительства как мужчины, так и государства, она оказалась в реальности быстрого и неуправляемого сдвига в сторону высокой смелости и неприкрытости сексуальных отношений, в ситуации дефицита мужчин вследствие высокой смертности последних (войны, криминальные разборки, депрессии, самоубийства, алкоголизм, наркомания, катастрофы, травмы). На этом фоне частые успехи активных независимых женщин на поприще бизнеса, маркетинга, менеджмента и других профессиональных сфер (а в настоящее время женщина замечена в области практически всех профессиональных сфер, вплоть до снайперов-киллеров) поставили вопрос об уточнении портретов полов, о верификации «мужского» и «женского» в свете нынешних реалий, о коррективах взаимоотношений. Эта тема безусловно культурологическая и безусловно сегодняшнего и завтрашнего дня. И опыт предыдущих поколений здесь мало чем помогает, [63] так как изменения надвигаются хаотически, быстро, непредсказуемо и несогласованно.

Как правило лекции, посвященные психоаналитической концепции культуры, проходят при полной аудитории, даже, если это очень инертная, вязкая аудитория с пониженным интересом и восприимчивостью к гуманитарным проблемам. Наличие вопросов взаимоотношения полов, формирования сексуальной ориентации позволяет увлечь аудиторию и подвести через этот интерес к важнейшим аспектам роли религии в формировании и функционировании культуры и всего человеческого общества.

Спасительная роль религии, интегрирующая общество и дающая ему новую систему жизненных ценностей, обосновывается и в историческом обзоре типов культуры и их смен. Особенно показателен и актуален в этом плане материал, посвященный переходу от античности к средневековью. Подробный анализ этого переходного периода, прояснение причин возникновения, оформления и распространения христианского учения выявляет множество параллелей с переживаемым в настоящее время переходным характером культуры России.

Исторический портрет средневековой культуры заставляет поставить вопрос: насколько возможно подчинение жизни идеалу, и насколько наличие единого идеала в обществе определяет характер культуры. Успехи и неудачи средневековой культуры универсальны для всех тоталитарных систем и актуальность этого вопроса непреходяща.

«Основные черты культуры и общества третьего тысячелетия по Э. Тоффлеру» тема лекции, не требующая обоснования злободневности в год перехода из ХХ века в ХХI. Обсуждение только одного вопроса: разрешение энергетического кризиса и поиск новых природных, возобновляемых источников энергии на земле — позволяет оценить плодотворность и своевременность многих, казалось бы, чисто фундаментальных научных разработок, во-первых, но тут же приходиться ставить вопрос о характере производства будущего, лишенного мощных энергетических потоков, о перемене всей архитектоники экономики, которая не будет строиться вокруг рынка, в противовес нынешней экономики, во-вторых, тут же встает вопрос о смене либеральной парадигмы в политике, парадигмы, строящейся на центральном положении рынка и конкуренции, это в-третьих. Цепочка вопросов наращивается: чем будет задаваться темп и характер потребления в отсутствии рекламы, как будет происходить сращивание потребителя и производителя, что изменит в жизни людей полная компьютеризация бытовой техники, как будут строиться межличностные отношения в семье и на производстве, если часть рабочего дня специалист будущего будет проводить дома, что даст раннее обучение ребенка дома, в том числе и компьютерной грамотности, и раннее его приобщение к выполнению [64] определенных, оплачиваемых работ; каков будет характер демократии будущего, почему растет роль регионов, значение местных элит, почему современная демократия так внимательна к меньшинствам, почему она приобретает характер полупрямой демократии? Эти и другие вопросы, системно выстраиваясь, рисуют вполне правдоподобный характер будущего, но будущего, пугающе нового, непривычного. Для сознания молодого интеллектуала сложной загадкой является и то, как эти изменения распространяются по планете, где они уже во многом сбылись, а где, как, например, в России, она накладываются на ситуацию еще полностью не завершенной стадии модернизации и индустриализации.

Изучение культурологической концепции А. Тойнби позволяет поставить и обсудить целый ряд вопросов, напрямую связанных с будущим выпускников университета: роль творческой личности в жизни общества, перипетии ее судьбы, пределы влияния на жизнь общества, возможность быть услышанной и возможность быть репрессированной. Наряду с социальными проблемами уместно разрешить задачу необходимости для общества огромного количества научных, фундаментальных разработок, которые, подчас, кажутся абсолютно практически бесцельными. Тут запрятана идея накопления картотеки Ответов общества на возможные Вызовы природы и цивилизации, здесь же отчасти находит свое объяснение феномен избыточности культуры.

Тем не менее всегда имеется часть аудитории, которую оставляют безучастной любые преподавательские находки и усилия, та часть, которая движима только практическим интересом: как получить зачет? В связи с этим вводится в течение семестра три контрольные работы, которые предполагают самостоятельные ответы на проблемно поставленные вопросы, как то:

  1. Женщина — субъект или объект культуры?
  2. В чем сбывается и в чем «проваливается» прогноз культуры и общества будущего Э. Тоффлера?
  3. Психоаналитическая концепция культуры: «за» и «против»;
  4. Причины возникновения и характер победы христианства?
  5. Успехи и неудачи средневековой культуры
  6. Эпоха Возрождения: расцвет культуры или упадок нравов?
  7. Сходство и различие культурологических концепций Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера;
  8. В чем уместен и почему количественный подход к явлениям культуры? (оценка социокультурной динамики П.А. Сорокина);
  9. В чем истоки и смысл избыточности культуры?

Девять самостоятельных раздумий над проблемами культурологии позволяют оценить насколько преподавателю удалось превратить преподавание академического предмета в школу взаимодействия культур.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий