В.П.Тугаринов о человеке

[37]

Василия Петровича Тугаринова охарактеризовать можно только самыми высокими эпитетами. Не знаю в мировой философской жизни ученого, творчество которого по уровню и глубине мышления можно было бы сравнить с его результатами.

Кроме этого, он был настоящим философом в самом глубинном смысле этого выражения, т.е. — в смысле широкого охвата и раскрытия в кристально-чистом виде самых общих свойств состава и взаимоотношения понятий и законов действительности. Он использовал при этом формальную и диалектическую логику в единстве.

Третья особенность творчества Василия Петровича выражалась в том, что он при подытоживании международно значимых исторических результатов человеческого мышления нашей эры, обобщая их, сделал такие выводы, с помощью которых можно было ясно определить, существенные тенденции настоящего и предсказать тенденции, ведущие к будущему.

Четвертое свойство его творчества заключается в том, что он обосновал и подробно раскрыл новые философские понятия в «учении о категориях» и определил строго научные свойства уже существующих понятий в «учении о ценностях жизни и культуры».

Пятая его особенность — это глубокая человечность и гуманность. Это проявилось не только в подробном анализе непосредственной действительности, но и в его самых отвлеченных понятиях, в его творчестве в целом.

Подытоживая вышесказанное, мы считаем, что Василий Петрович — один из тех философов, который в самом высоком смысле заслуживает название философа, то есть: он оставил своими научными трудами такой глубокий след, который мог бы навеки сохраниться как неотъемлемая составная часть человеческого мышления! Но для этого необходимо, чтобы компетентные люди и компетентные организации смогли оценить это творчество, узнали его значение и сделали из этого соответствующие выводы!

Санкт-Петербург — Ленинград правомерно гордится звездами мировой науки и культуры. Почему же философия не сможет занять законное место в этом ряду?

Наша обязанность — заботиться о том, чтобы человечество смогло бы пользоваться этой сокровищницей человеческого мышления, чтобы она не была утрачена.

Однако необходимо отметить, что нелегко выполнить эту обязанность.

В чем же причина?

Причину мы найдем, если определим, почему не распространились результаты ленинградской философии (в мировом масштабе) во второй половине нашего века до сих пор!
[38]

Что сможем мы теперь предпринять для того, чтобы исправить это положение?

Мы получим ответ на этот вопрос, если учтем специфику нашей науки.

Эта специфика заключается в ее обобщенном характере. Для того, чтобы глубокие теоретические выводы мыслителя стали всеобщим достоянием, надо установить передаточный механизм от теории к практике.

В данном случае как раз этого передаточного механизма не хватило. Значение для практики самых отвлеченных понятий могут определить только специалисты. Даже и из них не все. Замкнутость России (в те годы) помешала тому, чтобы компетентная мировая общественность узнала об этих результатах. Доказательством этого факта служит, например, то обстоятельство, что профессор (зав. Кафедры литературы) Дебреценского Университета (Венгрия) Янош Барта после того, как прочитал работу Василия Петровича о теории ценностей, изданную на немецком языке, решил выступать с этой темой в Академии Наук Венгрии. (В результате этого он стал академиком).

После этого он обосновал курс Учения о ценностях в Дебреценском Университете. Он уже умер, но преподавание этой дисциплины и теперь продолжается.

Он был очень благодарен Василию Петровичу, и когда узнал о том, что я был его аспирантом, попросил меня передать ему его опубликованный доклад по их (теперь уже) общей теме. Когда этот доклад он прочитал в АН Венгрии, по случаю занятия им поста академика, в первом его предложении упомянута была фамилия Василия Петровича как обоснователя теории ценностей.

Эту работу, по просьбе академика Янош Барта я передал дочке Василия Петровича, потому что ее отец тогда уже умер.

При этом посещении же я узнал и о том, что Василий Петрович не только великий философ, но и замечательный живописец — дома у него хранились замечательные пейзажи, написанные им в ярких, жизнерадостных тонах.

Другой пример: в Дебреценском Медицинском Университете я написал учебник по философии, в котором использовал работы Василия Петровича, но изданные мной лекции отличались по содержанию от официального учебника. Когда об этом узнали в Министерстве, то после обсуждений решили издать для учебных заведений страны новый учебник, в который включили разработанный мною материал.

Однако в 70-х годах вернулись к варианту старого учебника, а с конца 80-х годов прекратили преподавание философии (и — в 90-х годах — социальной медицины) в медицинских вузах Венгрии. (Социальная медицина как теоретическая основа организации здравоохранения была обоснована советскими врачами (Семашко и Соловьев) и распространилась во всем мире как научная дисциплина профилактики и охраны среды. Однако были [39] люди, которые считали, что эти задачи несовместимы с целями приватизации медицины.)

Эти зигзаги в преподавании социальных наук, конечно, связаны были с общественными переворотами в наших странах. Они временно помешали нам в том, чтобы применять результаты прогрессивных идей в разных областях общественной жизни. Перевороты в бывших социалистических странах не устранили те кризисные процессы, которые все более углубляются в мировом масштабе. Экологический кризис угрожает уничтожением всему человечеству и биосфере. Неразумная и бесконтрольная деятельность людей приводит к войнам, к загрязнению среды, к экологическим катастрофам, к уничтожению условий жизни.

Разумность в мышлении и в действиях людей — единственный источник спасения от этих катастрофических перспектив.

В применении результатов теории Тугаринова включается и научное обоснование теории экологии.

Он предвидел те теоретические задачи, необходимость разработки которых возникает в связи с загрязнением среды. Он определил в своих последних трудах возникшие в связи с этим задачи.

Тугаринов все делал для человека. Его труды целиком посвящены этой цели: начиная с учения о категориях, продолжая вопросами ценностей и кончая марксистской теорией личности. Его работы в этом отношении различаются друг от друга только в том, с какой стороны подходит он к этой цели.

Главная заслуга творчества Тугаринова заключается в том, что он использовал и дальше развивал классическую философскую традицию — без вульгаризации и без извращений. При этом он сделал все возможное для того, чтобы сохранить науку от извращений и обеспечить ее существование, место и роль на должном уровне.

Поэтому, в случае воспроизведения и защиты его учений, они и после его смерти могут стать теоретической основой для развития истинных наук и для разумных практических действий.

Добавить комментарий