Понятие «миф» стало одним из важнейших культурных категорий в XX веке 1. При этом он, как правило, трактуется как «особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное» 2.
Наиболее важными особенностями мифа принято считать сопричастие (в терминологии Л. Леви-Брюля — партиципация) и взаимное отражение (в терминологии К. Леви-Строса — бриколаж). Каждый объект мифа, каждое действие, каждое понятие сопричастно со всеми остальными и отражается в них. Потому что «все связано со всем и отражается во всем», и в тоже время «часть — это то же, что целое, одно из проявлений целого» 3.
Во все времена миф был средством «снятия социокультурных противоречий, их преодоления». Ведь «социально-мифологические конструкции отвечают чаяниям массы и зачастую получают свое завершение в рефлективных усилиях профессиональных идеологов» 4.
И не случайно, что многие теологи XX века, такие как Пауль Тиллих, Р.Б. Брейтвейт, Т.Р. Майлз, П.Ф. Шмидт, Д. Хик, К. Ранер, В. Панненберг, Э. Корет и др. анализируя язык религии, формулируют тезис о многообразии форм религиозного дискурса и его зависимости от культурного окружения. Тем самым они фактически проложили дорогу межконфессиональному диалогу, плюрализму и веротерпимости.
Известно, что в первой половине XX века одним из главных направлений культурной ментальности становится неомифологическое сознание, зародившееся еще в ХIХ в., в романах Достоевского и ставшее реакцией на позитивистское сознание XIX в. 5
В этих условиях значительное развитие получает мифотворчество (прежде всего — политическое) 6. Вновь появившиеся революционные принципы отождествляются с мифами. Возникают также мифы, «всеобщей стачки трудящихся», 7 «великой семьи людей» 8 и т.п.
Развивается и такая мифологема, как экуменизм 9. Суть этой идеи в том, что существует единство христианской церкви, во главе которой стоит Сам Христос. В тоже время, экуменизмом называют движение за восстановление этого единства в «видимой», то есть земной Церкви. Появление экуменизма как идеологии связано с упадком религиозности на Западе и поиском путей к очищению религии, к восстановлению ее былого величия и святости.
Необходимо отметить, что экуменизм является классической мифологемой и отвечает принципам партиципации и бриколажа, упомянутым ранее. Вместе с тем, он стал логическим продолжением изысканий ученых-теологов XIX-XX вв.
Характерно и то, что отношение к данной мифологеме эволюционирует в разных культурах по-разному. Так, в России отношение к экуменическому движению за единство христиан всегда было неоднозначно. В дореволюционный период, когда экуменическое движение только формировалось, оно было восторженно встречено отдельными православными священниками и богословами, такими, как о. Сергий (Булгаков), Георгий Флоровский и др. Положительных взглядов на цели и задачи экуменического движения придерживались Митрополит Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), Митрополит Сергий (Страгородский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), Митрополит Антоний (Вадковский), апостол Японии — архиепископ Николай (Касаткин), Митрополит Владимир (Боголюбов), Митрополит Платон (Рождественский), Митрополит Евлогий (Георгиевский), Митрополит Сергий (Тихомиров) и другие 10. В тоже время, официальное отношение церкви к развивающемуся экуменическому движению было не однозначным. В нем иногда усматривались попытки «увода душ» или «отвлечения от церкви». Однако общие настроения были скорее проэкуменическими.
В послереволюционные годы экуменическая деятельность, сопряженная с постоянными выездами за границу и перепиской с иностранными церквями, не могла вызвать одобрение Советского правительства и официальное отношение к нему под давлением государства меняется на неприятие.
В середине века происходит новая переоценка ценностей и предпринимается успешная попытка поставить экуменическое движение на службу Советской внешней политике. При этом находится множество привлекательных для социализма сторон экуменизма и в нем даже формируется особая идеология — «теология освобождения», призванная обосновать с христианской точки зрения освободительную борьбу в странах Третьего мира.
В современный период отношение к экуменизму в России вновь изменилось. Сегодня в нем с одной стороны видят все-ересь 11, а с другой стороны — историческую необходимость. Но необходимо отметить другое. Экуменизм — идея, мифологема и бесконечный путь, завершение которого маловероятно.
- [1] Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980, С. 69.
- [2] Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.С. 169-172.
- [3] Там же.
- [4] Б.Л. Губман. Миф и религия. // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университетская книга; 000 «Алетейя», 1998. С. 54.
- [5] Руднев В. Упом. соч. С. 184.
- [6] См. например: Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000.
- [7] Е.М. Мелетинский. Мифологические теории 20 в. на Западе. // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университетская книга; 000 «Алетейя», 1998. С. 57.
- [8] Барт Р. Упом. соч. С. 214-217.
- [9] Экуменизм — взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению в «Единую Церковь Христову», при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации. (См.: И.Н. Яблоков. Религиоведение: Учебный словарь по религиоведению под ред. И.Н. Яблокова. М., Педагогика, 1998.)
- [10] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 427. Л. 87. (Тезисы доклада доц. Ленинградской духовной академии и семинарии А.Ф. Шишкина на тему: Русская православная церковь и экуменическое движение. На III Генеральной Ассамблее ВСЦ /Нью-Дели, Индия, 1961/.)
- [11] См. например: Кураев Андрей. Вызов экуменизма. М.: Благовест, 1997, С. 197.; Иоанн, митрополит. Смотрите, не ужасайтесь… // Русь державная. 1995. № 17-18.; Душенов К. Волки // Советская Россия. 1997. 6 февраля.
Комментарии
Экуменизм как мифологема
Господа! Не читайте моих книг - вам их все равно не понять! P.S. Любуйтесь геммами - мифологемы вам не по зубам.
Добавить комментарий