Глобализация как фон для развития сущностных сил человека

[313]

На фоне происходящего в современном мире процесса глобализации все четче вырисовываются контуры развития сущностных сил человека грядущей информационной эпохи. Думается, что осмысление главных направлений изменения человека во многом зависит от правильного понимания феномена самой глобализации.

Определения понятия глобализации, распространившиеся в научной литературе начиная с 90-х годов прошлого столетия, свидетельствуют об отсутствии единогласия по данному вопросу.

Преимущественно мы встречаемся с широким определением понятия глобализации, при котором ее существенными чертами признаются даже формы и последствия данного процесса, природа общественного строя, обусловливающего необходимость глобализации и др. На наш взгляд, включение данных признаков в определение понятия глобализации неправомерно. Всякое понятие должно отражать сущность определяемого объекта, а не формы и результаты его проявления.

Не редки и узкие определения понятия глобализации, при которых она фактически сводится к какому-либо одному виду ее существования. Например, по некоторым соображениям, глобализация — это единый рынок товаров и услуг. По другим, она представляет [314] собой унификацию культуры; ее отождествляют с единым информационным пространством, единым стандартом поведения и т. д.

По всей вероятности, причина такой разнородности мнений в том, что мы стоим перед сложнейшей, противоречивой, находящейся в процессе становления реальностью, затрудняющей познание ее сущности во всей полноте.

Несмотря на подобные трудности, думается, можно выделить некоторые характерные признаки феномена глобализации.

Понятие глобализации отражает, прежде всего, всеобщую информационную взаимосвязь стран, регионов, народов всего мира в любой сфере общественной жизни.

Страны, народы и общества не были оторваны друг от друга и в доглобальные эпохи, но их связи были локальными, ограниченными географическими, экономическими, техническими, политическими и социально-культурными факторами. В рамках этих связей, естественно, протекали процессы обмена производственными, трудовыми, бытовыми, иными словами, материальными и духовными ценностями.

Но в отличие от локальных связей, глобальные связи и их техническое обеспечение, необходимость их укрепления прокладывают путь, распространяются на каждый участок общественной жизни, повсеместно, где на одной плоскости становятся интересы и потребности различных стран и народов нашей планеты.

Глобализация воочию показывает, что навсегда рушится более или менее изолированный, замкнутый, не имеющий выхода в мировое пространство образ жизни, взамен которого — и это главное — укореняются многосторонние, информационные связи между всеми странами и народами, а также различными обществами и цивилизациями Земли. На базе современной техники и технологии идет глобализация экономики, торговли, инвестиционной, банковско-финансовой, транспортной областей, обслуживания, науки, искусства, культуры — в общем, всех сфер общественной жизни.

Фундаментальным признаком глобализации является также взаимообусловленность и взаимозависимость состоящих в мировом союзе стран и субъектов, потребностей, интересов, уровней [315] развития, их сосуществование и совместная деятельность. Глобализация — констатация того факта, что даже в условиях, когда страны и народы отдалены друг от друга на тысячи километров, положение одних становится зависимым от положения других и наоборот. Со все возрастающей силой проявляется тенденция глобальной взаимозависимости.

Отныне страны и общества, социальные группы и даже отдельные люди не могут рассматриваться вне многоплановой глобальной взаимосвязанности.

Примечательно, что углубление и укрепление глобальной взаимозависимости, прежде всего, происходит на почве международного разделения и кооперирования труда, интернационализации хозяйственной жизни. Сложилась обстановка, когда удовлетворение материальных и духовных потребностей людей любой страны уже невозможно без потребления промышленной, сельскохозяйственной или какой-либо другой продукции, производимой в совершенно иной стране или регионе мира. Можно признать аксиомой, что с углублением международного разделения труда усиливается взаимосвязь стран, народов, регионов и, что не менее важно, отдельных людей всего мира, независимо от их национальности, местонахождения, возраста, пола, вероисповедания и т. д.

Исходя из этого, глобализация должна рассматриваться, как взаимодействие и взаимовлияние стран и народов на их экономическую, политическую, социальную, культурную жизнь, на их облик. Страны и народы никогда не вернутся к доглобальному, свободному от взаимовлияния, жизненному состоянию, подобно тому, как настоящее не вернется к прошлому: их движение возможно лишь по единственному пути — пути углубления и упрочения глобального взаимовлияния, а не самоизоляции и отступления от общечеловеческих магистралей.

Глобализация означает также универсализацию и унификацию ценностей общечеловеческого значения. Взаимообмен и выравнивание материальных и духовных ценностей наблюдались и на ранних стадиях общественного развития, но в зачаточном и ограниченном виде. История человечества может быть осмыслена как [316] длительный и практически бесконечный процесс возведения единичных материальных и духовных ценностей в ранг общепризнанных достояний. То, что в жизни одного народа оказывалось истинно и оптимально ценным, постепенно перенималось и осваивалось другими, а в конечном счете, и народами всех стран.

Существенным признаком нового мирового порядка — глобализации — является универсализация и унификация общечеловеческих ценностей. Подобные сдвиги все более заметны в экономической, политической, культурной жизни индустриально развитых и идущих по пути индустриального развития стран. Показателем этого служит формирование, постепенное распространение и укоренение общечеловеческих стандартов, международных правил и норм. Уровень прогрессивности стран определяется тем, насколько их положение отвечает и соответствует признанным международным стандартам в сферах экономики, техники, технологии, политики, социального обеспечения, культуры, бытовых, торговых, транспортных, медицинских и других услуг.

Наконец, глобализация означает превращение мира в единое целое. В радикально изменившихся условиях человечество более, чем когда-либо, оправдывает свое название, представляя собой не диффузное, а интегральное образование. Страны и народы мира, подобно звеньям цепи, скреплены жизненно необходимыми и нерушимыми связями, что дает нам основание заключить, что отныне мир существует в виде единого целого.

При этом для понимания природы глобализации следует учесть совершенно новую реальность, важнейшую особенность способа существования современного мира: страны, включенные в единый процесс глобализации, ориентированы на абсолютно чуждые им в доглобальные эпохи сотрудничество и взаимопомощь. Организации международной ориентации активно способствуют отсталым народам в развитии экономики, техники и технологии, культуры, просвещения и пр., выделяют значительные кредиты и гранты, необходимые для их возрождения, демократизации, проведения реформ в народном образовании и управлении страной, помогают им [317] кадрами и требуемым опытом, оказывают друг другу содействие в преодолении последствий стихийных бедствий и т. д.

Все это соответствует позитивным целенаправленностям мира как единого целого, явственно указывая на положительные результаты универсализации, взаимосвязи и взаимообусловленности ценностей.

Поскольку исторически и географически не связанный мир перешел в новое качество — единое целое, то и вставшие перед ним проблемы (защита мира, экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная, здравоохранение, борьба с терроризмом и др.) стали совместно решаемой задачей.

На сегодня мы признаем глобальной проблему, универсализированную для каждой страны, региона, народа, более того, касающуюся каждого жителя планеты, решаемую с участием и усилиями каждого.

Таким образом, можно заключить, что глобализация — способ существования современного мира, основными характерными показателями которого следует признать: всеобщую информационную взаимосвязь и взаимозависимость стран, регионов, их многостороннее взаимовлияние и взаимовоздействие, универсализацию и унификацию общечеловеческих ценностей и на этой основе превращение мира в единое, интегрированное целое.

Еще мыслители античного периода обратили внимание на то обстоятельство, что посредством связей внутри обществ и между ними действовала тенденция обмена социальными ценностями, их освоения и выравнивания. В указанный период выявилась и необходимость введения самого термина «космополит». Впрочем, слова Сократа «Я не афинянин или коринфянин, а я космополит» — не следует рассматривать в отрыве от тогдашних конкретно-исторических условий. В частности, в античной Греции, в результате взаимоотношений между многочисленными полисами в самом деле формировались национальная культура, политические и хозяйственные традиции, то, что должно было быть и действительно было общим для жителей полисов, будучи выраженным [318] соответствующим термином. В таком случае термины «космополитический» и «общенациональный» по своему содержанию совпадали друг с другом.

При феодализме поддержка идеи космического гражданства, прежде всего, была продиктована борьбой с феодальной раздробленностью внутри стран, а не необходимостью взаимоотношений между странами мира.

Совершенно иная ситуация сложилась в капиталистическом обществе, в особенности на современном этапе его развития. Сегодня, в условиях национальных государств и их растущих взаимоотношений, космополитическое требование мирового гражданства в позитивном понимании означает не что иное, как то, чтобы у граждан любой страны сформировались некоторые общие черты, чтобы они одинаково были наделены общепризнанными правами, всегда и всюду были гарантированы их защитой и соответствующими условиями исполнения обязанностей. Универсализация научно-технических, социально-культурных, демократических, правовых, нравственных и других ценностей, разумеется, сближает друг с другом людей различных стран. Выявление и совершенствование их духовных и физических возможностей, во многих отношениях, осуществляется по общим направлениям. Однако отсюда отнюдь не следует, что грядущая эпоха сулит людям различных стран и частей мира однотипность и однообразие. Как раз напротив, современная цивилизация, бесповоротно укоренившись в жизни всех стран и народов, предоставит всем равные возможности проявления собственных сущностных сил и наклонностей. Их реализация станет важным показательным признаком «гражданина Мира» на общем правовом уровне. Однако «гражданам Мира» вовсе не суждено сверхнациональное, абстрактно-вненациональное существование. Они оправдывают звание «граждан Мира» лишь в той мере, в какой в каждом из них, независимо от национальных особенностей, в аккумулированном виде предстанут общие для всех, сходные гражданские свойства.

Практика не оправдала прогноза мыслителей о выравнивании национальных культур, к которому, якобы, должен привести научно-технический прогресс. Тенденция культурной унификации, [319] безусловно, существует и действует в современном мире, однако факт, что страны, осваивающие общечеловеческие культурные ценности, вовсе не утратили способности сохранения и развития собственных специфических национальных ценностей и посредством нее — активного соучастия в создании мировой культуры. Примеры интеграции собственной культуры с мировой культурой и, вместе с тем, устойчивой самобытности, демонстрируют Япония, Южная Корея, другие страны.

Практика не подтвердила также маркузеанской гипотезы всеобщего формирования «одномерного» человека. Беспочвенно предположение, согласно которому в эпоху научно-технической революции станут однотипными люди различных национальностей, обществ, территориальных зон, что у них будут абсолютно идентичные склонности, вера, вкусы и пр.

Не говоря об остальном, объединение людей будет невозможно уже по причине исторически окружающих их природных условий, в которых народам приходилось жить на протяжении тысячелетий. Различия в природных условиях всегда оставляли свою печать на биологических свойствах людей, их образе жизни, деятельности и даже на психике. С этой точки зрения определенные особенности проявлялись в представителях не только различных географических зон, но также одной и той же зоны, страны, края, среди жителей гор и низин. Генетическое разнообразие находило свое выражение и в их внешних биологических признаках, устанавливая различие между людьми по цвету кожи, форме волос, в определенном смысле — по вкусу и прочим признакам, которые, безусловно, останутся и в будущем. Некоторые из этих явно различительных признаков передавались по наследству из поколения в поколение. Хотя указанное отличие не должно стать основой для расовой дискриминации, для разделения людей на полноценных и неполноценных. Не говоря уже о различии, устанавливаемом между людьми и народами в историческом, культурном, религиозном и других аспектах, которое будет обуславливать их неоднородность и в будущем.
[320]

Что касается некоторых сходных, «космополитических» признаков людей различных стран мира, то глобализация, безусловно, внесет свой вклад в их формирование.

Так, например, современная техническая и технологическая революция повсюду в одном направлении изменила характер труда человека, пути и средства применения его производительной способности. На основе растущей автоматизации производственных процессов, новой технологии, компьютеризации, роботизации сходные изменения наблюдаются в характере труда и рабочих функциях, не говоря о множестве других идентичных социально-экономических результатов.

Современный уровень глобализации, так же, как сознание жизни в едином мире и соответствующие социальные трансформации, во многом зависят от международной деятельности средств массовых информаций.

Сегодня люди всех уголков мира считают обычным явлением обмен информацией посредством электронной и радиокоммуникационной, компьютерной и космической техники. Особенно возросла роль телекоммуникационной техники и технологии в деле укрепления не только экономических и политических, но и культурно-образовательных, научно-технических связей всех стран и народов мира.

Посредством спутниковых телевизионных каналов и кабельного телевидения везде можно моментально получить информации по интересующим вопросам, понять, что происходит в разных странах мира. Из любого места можно следить за встречами и пресс-конференциями государственных лидеров, за спортивными соревнованиями, кино- и театральными зрелищами. Мы наслаждаемся классической и народной музыкой, расширяем свои знания посредством образовательных программ. Сегодня системы интернета с поразительной скоростью осуществляют поиск и обмен информацией, что было невозможно еще в середине прошлого века.

Посредством единой телефонной сети и мобильной телефонной связи люди всех стран имеют возможность вступить в беседу с нужными лицами без каких бы то ни было временных и пространственных ограничений.
[321]

Универсализации и унификации ценностей подвергается не только техника приобретения, обработки и распространения массовой информации, но также, что весьма важно, содержательная и целевая нагрузка данных информационных средств. Они оказывают мощное воздействие на сознание людей, во многом определяя формирование их мировоззрения, идеологии, настроении, политических убеждений, культурного облика.

Единая мировая, глобализованная технико-экономическая и хозяйственно-трудовая среда со всей категоричностью ставит вопрос изменения и развития по общим направлениям способностей и наклонностей людей. В любом уголке Земли создание и использование современных технических и технологических средств воздействия на природу становится возможным исключительно в условиях и на основе единого знания, овладения новейшей информационной технологией, компьютерного образования. Единое знание и образование единого мира — таково императивное требование реальностей нашей эпохи. Отсюда вытекает необходимость выравнивания знания и образования людей с современной технико-экономической и социально-политической действительностью, что означает содержательное и структурное преобразование и реформы общего, специального и университетского образования, интегрирование национальных систем всех стран в рамках международного пространства. Путем всеобщего внедрения оптимальных эффективных форм учебы и обучения, сближения образовательных систем должно быть обеспечено повышение конкурентоспособности граждан различных стран мира с точки зрения теоретических знаний и практических навыков.

Переход к единой системе высшего образования станет одним из важнейших, приоритетных проявлений глобализации. При этом, он совместим с языковыми, национальными и другими особенностями народов.

Неотъемлемой чертой современного единого мира является глобализация духовной жизни. Зачатки ее проявились еще на ранних стадиях развития человечества. Исторически, путем воздействия экономических и политических связей народов создавалась [322] возможность для взаимоознакомления и взаимообмена в области духовной жизнью. Так распространялись, например, мифологические, религиозные и философские взгляды, передаваясь из одной страны в другую, от народа к народу, со многими их общими и отличительными признаками.

Распространению духовных ценностей в наибольшей мере подвержены искусство и наука. Произведения искусства, равно как и научные знания, изначально характеризовались способностью выхода за пределы географических и национальных границ.

В современную эпоху сложились реальные социально-политические и технические условия для глобализации научных знаний и, прежде всего, естественных и технических дисциплин, а также произведений различных областей искусства. Можно сказать, что в данных областях духовной жизни наибольшее достижение одного народа вскоре становится достоянием других народов.

Этому в значительной мере способствует углубление отношений народов мира, а также отдельных людей, возможности преодоления языковых барьеров. С учетом сложившихся реалий люди массово овладевают, по крайней мере, двумя языками, один из которых является международным.

Установлено, что у совершенно обособленных, находящихся на разных стадиях развития обществ и народов сами по себе формировались некоторые общие атрибуты, традиции, привычки, известные в социологии под названием культурных универсалий. Но, в отличие от них, глобализация подразумевает такие общие черты современных обществ, которые формируются не сами по себе, на имманентной основе, а в результате информационной связи обществ и народов, их взаимоотношения и взаимодействия.

Распространение посредством этих связей новейших достижений в области образования, науки, культуры, техники и на других участках общественной жизни оказывается весьма благожелательным для народов мира, рядовых людей. Можно ли представить жизнь современного, цивилизованного человека без универсализации новейших информационных средств, телевидения, транспортной, телефонной, бытовой и другой техники?
[323]

В процессе глобализации, безусловно, проявляется также ассимилирующая тенденция, однако универсализацию и унификацию следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле. Это означает, что универсализации и унификации подлежат не любые материальные и духовные ценности, созданные в различных уголках, регионах и странах мира, а лишь те, что имеют общечеловеческое значение.

Думается, универсализация и унификация материальных и духовных ценностей ни в коей мере не приведет к отрицанию национальных традиций, культуры, национальных государств и их суверенитета.

Каждый член мирового содружества будет существовать и развиваться в соответствии с высшим законом бытия — всеобщим принципом единства многообразия, а национальные различия послужат постоянной социальной базой для того, чтобы каждый из них, каждый индивид смог проявить свое «я» и внести тем самым специфический вклад в общую сокровищницу человеческих ценностей.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий