Милленаризм - развитие или деградация?

[224]

Термин милленаризм был заимствован антропологами и социологами из истории христианства. В христианских обществах вера в возвращение мессии к людям на тысячу лет (миллениум) служила причиной многочисленных социальных движений среди бедноты. Источником веры были канонические тексты.

«И я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

«Откровение Иоанна» 20:4


[225]

В Европе милленаризм процветал в период с 11 по 16 вв. среди обездоленных людей, примером чего является анабаптистское движение.

В социологии милленаристское движение рассматривается как движение коллективное и посюстороннее, однако, основывающееся при этом на обещании всеобщего социального изменения сверхъестественным путем.

Милленаристские движения появляются как значительная антропологическая проблема в период после Второй Мировой войны одновременно с неотложными проблемами социального изменения, экономического и политического развития в послевоенное время. Этот термин оказался полезным при антропологической попытке осмыслить человеческие реакции на колониальную политику и расширение глобальной экономической системы, которая обещала развитие и «модернизацию». Холодная война и подъем коммунистического движения в Восточной Европе, Китае, Корее, Вьетнаме и на Кубе также сделали революцию очевидной проблемой; антропологи и другие ученые рассматривали милленаристические и другие социальные движения как потенциальное разрушение социального порядка, искали общую теорию, которая могла бы объяснить политическую революцию или предупредить ее возникновение. Молодежные выступления и движения за гражданские права 60-х годов в Северной Америке и Западной Европе также дали повод к рассмотрению явления милленаризма в новом качестве. К примеру, здесь были споры между марксистами, которые обычно считали милленаристские движения примитивной формой классовой борьбы и теми, кто считал, что Марксизм сам по себе милленаристичен.

Антропологи иногда называют милленаристскими современные меланизийские «культуры карго» и «нативистические движения». В рамках такого более широкого понимания (когда милленаризм связывается, например, с такими феноменами, как танцы духов североамериканских индейцев или исламское движение Махди) он представляется как своеобразная дополитическая реакция на социальную напряженность, сложившаяся в результате европейской колонизации.

Также существует психологический подход, в рамках которого обсуждаются феномены потери доверия к существующему режиму и безоговорочной веры в обещания великих социальных изменений. Для охарактеризования милленаристских мотиваций используется термин «релятивная депривация» (relative deprivation). Люди, чьи политические и экономические интересы были ущемлены, обычно не стремились изменить свои мрачные, но все-таки знакомые условия. Только, когда ежедневная депривация становится очевидной и измеримой, когда она относительна к воображаемым или пережитым ранее состояниям, она побуждает людей к изменению жизни.

Социологи исследуют ситуации, когда обычные механизмы социального контроля не работают. Обычно эти механизмы сдерживают политическую активность, которая подрывает существующий социальный порядок. [226]
Эти контрольные системы ранжируются от грубой физической репрессии (например, подавление восстаний военными силами) до скрытых операций над ежедневными дискурсивными практиками, которые поддерживают культурные связи между нормальным и ненормальным, религией и культом, лёгким стремлением и сумасшедшим желанием. Милленаристические движения наиболее успешно организуются, расширяются и, в конце концов, свергают правящий порядок, когда обычные политические механизмы несостоятельны.

Можно проследить определенную связь милленаризма с популярными в 19 веке теориями эволюции, прогресса и более поздними теориями модернизации. Во всех этих концепциях заложены идеи развития, улучшения и совершенствования общества. Это же качество роднит милленаризм с Марксизмом, во всяком случае, с его порождением, мечтой о социализме. Если рассматривать милленаризм с точки зрения общественного порядка, милленаристические движения чётко противопоставлены всем выше перечисленным концепциям. Если на базе эволюционизма и теории прогресса строились социальные теории, призывающие к достижению общества-благоденствия путём строительства его на базе уже существующего социального порядка, то милленаризм же призывает к полному уничтожению всего социального и упорядоченного, практически эти движения носят анархический характер. Таким образом, можно говорить о некоей преемственности милленаризма предыдущим крупным парадигмам 19 века, но преемственность эта подобна антитезе.

То есть, с одной стороны, милленаризм во многом обусловлен эволюционизмом, в основе которого лежат идеи естественного развития, но с другой стороны он выбирает путь уничтожения социального порядка, что ведет за собой разрушение существующих ценностей и по сути своей является деградацией, пользуясь терминами эволюционизма.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий