Термин милленаризм был заимствован антропологами и социологами из истории христианства. В христианских обществах вера в возвращение мессии к людям на тысячу лет (миллениум) служила причиной многочисленных социальных движений среди бедноты. Источником веры были канонические тексты. «И я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откровение Иоанна Богослова. 20:4). В Европе милленаризм процветал в период с 11 по 16 вв. среди обездоленных людей, примером чего является анабаптистское движение.
[140]
В социологии милленаристское движение рассматривается как движение коллективное и посюстороннее, однако, основывающееся при этом на обещании всеобщего социального изменения сверхъестественным путем.
Милленаристские движения появляются как значительная антропологическая проблема в период после Второй Мировой войны одновременно с неотложными проблемами социального изменения, экономического и политического развития в послевоенное время. Этот термин оказался полезным при антропологической попытке осмыслить человеческие реакции на колониальную политику и расширение глобальной экономической системы, которая обещала развитие и «модернизацию». Холодная война и подъем коммунистического движения в Восточной Европе, Китае, Корее, Вьетнаме и на Кубе также сделали революцию очевидной проблемой; антропологи и другие ученые рассматривали милленаристические и другие социальные движения как потенциальное разрушение социального порядка, искали общую теорию, которая могла бы объяснить политическую революцию или предупредить ее возникновение. Молодежные выступления и движения за гражданские права 60-х годов в Северной Америке и Западной Европе также дали повод к рассмотрению явления милленаризма в новом качестве. К примеру, здесь были споры между марксистами, которые обычно считали милленаристские движения примитивной формой классовой борьбы и теми, кто считал, что Марксизм сам по себе милленаристичен.
Антропологи иногда называют милленаристскими современные меланизийские «культуры карго» и «нативистические движения». В рамках такого более широкого понимания (когда милленаризм связывается, например, с такими феноменами, как танцы духов североамериканских индейцев или исламское движение Махди) он представляется как своеобразная дополитическая реакция на социальную напряженность, сложившуюся в результате европейской колонизации.
Также существует психологический подход, в рамках которого обсуждаются феномены потери доверия к существующему режиму и безоговорочной веры в обещания великих социальных изменений. Для охарактеризования милленаристских мотиваций используется термин «релятивная депривация» (relative deprivation). Люди, чьи политические и экономические интересы были ущемлены, [141] обычно не стремились изменить свои мрачные, но все-таки знакомые условия. Только, когда ежедневная депривация становится очевидной и измеримой, когда она относительна к воображаемым или пережитым ранее состояниям, она побуждает людей к изменению жизни.
Социологи исследуют ситуации, когда обычные механизмы социального контроля не работают. Обычно эти механизмы сдерживают политическую активность, которая подрывает существующий социальный порядок. Эти контрольные системы ранжируются от грубой физической репрессии (например, подавление восстаний военными силами) до скрытых операций над ежедневными дискурсивными практиками, которые поддерживают культурные связи между нормальным и ненормальным, религией и культом, лёгким стремлением и сумасшедшим желанием. Милленаристические движения наиболее успешно организуются, расширяются и, в конце концов, свергают правящий порядок, когда обычные политические механизмы несостоятельны.
Можно проследить определенную связь милленаризма с популярными в 19 веке теориями эволюции, прогресса и более поздними теориями модернизации. Во всех этих концепциях заложены идеи развития, улучшения и совершенствования общества. Это же качество роднит милленаризм с марксизмом, во всяком случае, с его порождением, мечтой о социализме. Если рассматривать милленаризм с точки зрения общественного порядка, милленаристические движения чётко противопоставлены всем выше перечисленным концепциям. Если на базе эволюционизма и теории прогресса строились социальные теории, призывающие к достижению общества-благоденствия путём строительства его на базе уже существующего социального порядка, то милленаризм же призывает к полному уничтожению всего социального и упорядоченного, практически эти движения носят анархический характер. Таким образом, можно говорить о некоей преемственности милленаризма предыдущим крупным парадигмам 19 века, но преемственность эта подобна антитезе. То есть, с одной стороны, милленаризм во многом обусловлен эволюционизмом, в основе которого лежат идеи естественного развития, но с другой стороны он выбирает путь уничтожения социального порядка, что ведет за собой разрушение существующих [142] ценностей и по сути своей является деградацией, пользуясь терминами эволюционизма.
Добавить комментарий