Первого апреля радио питерское впервые не прозвучало в квартирах, на кухнях, а также в комнатах коммуналок, в парикмахерских, мастерских — там, где сетевое радио постоянно служит естественным жизненным фоном. Впервые за 76 лет. С питерянами в это время здоровались не очень знакомые голоса московских ведущих «Радио «Россия». Потом, правда, зазвучали в эфире и некоторые старые знакомые — перебежчики с прежнего Ленрадио, ныне канала ТРК «Петербург». Перебежали они в перербугский филиал «Радио «Россия». Каналы поменялись кнопками. Исконно питерский получил 3-ю, таким образом оказался отрезанным от городских радиосетей (область, правда, еще держится, это говорит о том, что протим лома есть приемы.
На многомиллионную (по данным любых социологических служб и компаний, замеряющих рейтинги в СМИ) радиоаудиторию города сегодня остались жалкие сотни так называемых трехпрограммников — приемников с третьей кнопкой, позволяющих слушать сегодня главное радио города. Примерно по одному на лестничную клетку собираются теперь их нескольких квартир, чтобы коллективно слушать третью кнопку, как когда-то собирались к первым телевизорам КВН.
Статистика наша постоянно хромает. Но даже подсчет навскидку, проведенный художественным руководителем радио Львом Мархасовым, впечатляет: «Для ленинградского радио это означает медленную смерть. Если потенциальная аудитория первой кнопки более двух миллионов человек, то у третьей — порядка двести тысяч. Придется раза в три сократить штат, отказаться от общественно-политических программ. Хорошо, если хоть новостные выпуски удастся делать…» (Комс.правда, 2001, 3 апр.)
Почему же так произошло? Что подвигнуло связистов из «Радиотрансляционнной сети Санкт-Петербурга» выполнить внезапное указание Минпечати и перевести питерское радио с I-й кнопки на III-ю?
Действительно, есть президентский Указ «О совершенствовании структуры государственного вещания в Российской Федерации», который усданавливает следующее распределение радиопрограмм по каналам в трехпрограммных радиотрансляционных сетях: I-я программы — «Радио «Россия» ВГТРК, 2-я программа — радиовещательная компания «Маяк», 3-я программа — государственная региональная телерадиокомпания совместно с негосударственными вещателями. Этот общефедерального порядка Указ подписан 4 августа 1997 года. А 25 августа того же года вышел другой Указ Президента — о реорганизации питерского телевещания. Он закреплял за создаваемой телерадиокомпанией «Петербург» те частоты, на которых ранее вещала ГТРК «Петербург 5-й канал». Этим-то документом и руководствовалась [151] Федеральная службы России по телевидению и радиовещанию, выдавая в 1998 году петербургскому радио пятилетнюю лицензию на вещание по 1-й кнопке. Таким образом, Минпечати теперь волевым решением дезавуировало этот документ. Разумеется, не без подсказок. А ведь президентский Указ от 25 августа 1997-го хотя и лишал питерское телевидение всесоюзной трибуны, то бишь федеральных телесетей, но подчеркивал и закреплял уникальность питерского радио канала. Теперь же и это разрушено.
В результате же получилось, что оба радиоканала вещают сейчас незаконно, потому что кнопки рокировали, а лицензии на них у каналов остались старые. Это «беспардонное» вещание не может продолжаться вечно. В то же время, эта «беспардонность», точнее безлицензионность позволяет позволяет вернуться к этому вопросу, сохранить лицо и тем и другим, по крайней мере, хоршую мину, чтобы затем поставить все на свои места.
Мы это уже проходили. Питерский телевизионный эфир уже делили и урезали. Всем известно, как лишили федерального ранга «Петербург — 5 канал». Сразу, одним президентским Указом превратив 80-миллионную аудиторию («Нас смотрит вся Россия» — такой слоган гордо звучал тогда на ТВ!) в 12-миллионную города и области.
Повод был благородный — создание общероссийского телеканала «Культура»
Взамен телевизионникам Петербурга обещали бездну эфирного времени ежедневно. Но обещанного никто не получил. Отпитерского филиала РТР для канала «Культура» берут всего лишь 3-4 передачи в неделю. Все это экспансия московских медиа-акул в действии.
…Идя в Дом журналиста на пресс-конференцию в защиту 1-ой кнопки для «Радио «Петербург», я по дороге встретил старую знакомую — петербургскую немолодую интеллигентную даму, которая, очень кстати, стала рассказывать мне о речевых радиоошибках, в том числе и о тех, что накрутили сегодня на «Радио «Россия». Естественно, такие питерские дамы прежде традиционно слушали у себя дома местное вещание, и ошибки теперь резали им слух.
Но ведь «Петербург» тоже нередко «накручивает», — решил я немного повозражать.
— Э-э, нет! Мы так не можем. Наши куда интеллигентнее и образованнее!
— Но и «Петербург» затухает, — продолжал я провоцировать спор.
— Да, затухает! Но это затухание Венеции…
Для нее, для сотен таких же славных интеллигентных петербурженок радио города — это образ классики, когда даже затухание прелестно и неповторимо. Венеция — но мы же Северная Венеция! Это радио Веенеции, но Северной. Это их радио — благородных интеллигентов, жителей северного города, северной столицы. Так сложилось. И не считаться с этим нельзя. Так сложилось, что именно это радио, именно это на улице то Итальянской, то Ракова, то снова Итальянской, но неизменно в одном и том же дома, не [152] менявшее адреса десятки лет, в известном каждому доме 27 — это радио и никакое другое играло колоссальную роль во все времена, выпавшие на долю города — и в двадцатые и в войну, и в блокаду, и в «оттепель», и в перестройку… Это даже стало общим местом — о связи судеб города и его радио говорят на всех митингах, собраниях и тусовках во имя сохранения этой злосчастной первой кнопки. Но и не сказать об этом тоже нельзя. Но ведь и правда — радио блокады совершило беспримерный подвиг. Его роль была выдающаяся — вот уж целиком по формуле классика — агитационная и пропагандистская, без аналогов, а еще и оргазизаторская. Оно было вдохновляющей на жизнь и организующей силой. Радионить жизни связывала замерзающие голодные квартиры в единую цепочку, в единый фронт. Радио подтверждало: способность города жить и сопротивляться, оно впрямую указывало, что делать, когда бомбят и обстреливают, радовало сообщением: прибавили 25 граммов к хлебному пайку и огорчало вестью, что убавили… Радиометроном стучал, как натужное сердце, но стучал неизменно: историки зафиксировали лишь один день перебоев. И даже в суровые до крайности дни блокады радио распевало романсы и песни, играло на рояле и баяне, демонстрировало чудесные оркестры — симфонический, народных инструментов, выдающиеся хоры (о том, что была даже премьера на страну и мир Блокадной симфонии Д. Шостаковича читатель, конечно, помнит). Радио Ленинграда — это голос Марии Григорьевны Петровой — диктора, актрисы, режиссера. Ее голосом говорили блокадные и послевоенные мальчишки в многочисленных радиоспектаклях, литературных чтениях, поэтических радиотеатрах). Питерское радио — это и голоca незабвенной Анны Ахматовой, Николая Тихонова, Всеволода Азарова, Михаила Дудина, голос Ольги Бергольц — чистый голос блокадного Ленинграда.
Переписка города и фронта, перекличка с Большой землей, послания в свободный Партизанский край, вещание на оккупированные Новгородчину, Псковщину, Прибалтику, на стан врага, на Финляндию — это тоже питерское радио. Неужели кто-то может стереть, смять, уничтожить тот образ честного, правдивого, необходимого, героического вещания!
Отбросим на время юридическую сторону вопросы, хотя она очень сильна: у «Радио «Петербург» — лицензия до 2003 года. Отбросим экономическую сторону: она туманна и печальна. Акционирование весьма непрозрачно. Но даже формально радио принадлежит в основном государству — в лице городских и областных властей: у них 51% акции. Бог весть, кому остальные» Даже, если пренебречь всем этим, нельзя пренебречь одним: Ленрадио — символ, «Ленрадио» — знак. Блокадный гимн, Символ жизни, существующей, творящей. К нему проявляют подлинное уважение, ему есть вера, есть народная любовь. Поэтому разрушители просто не ведают, [153] что творят. Какое имиджмейкерство, какой пиар? Грубый и формальный чиновничий акт.
События на НТВ и на нашей 1-й кнопке развивались параллельно, но по масштабам различно. И невольно «наша кнопка» оказалась в тени «тех» событий. Но уроки нагрядны и здесь и там. Вл. Познер прозорливо определил их как намек журналистам «сидеть и не чирикать»: «Журналистам пальчиком погрозили: если так расправились с мощным НТВ, то уж с нами… И сейчас пойдет волна «расправ» с местными, не подвластными администрациям СМИ».
Компаний вокруг НТВ заполонила печать и электронные СМИ. Она оказалсь выигрышней и эффектнее, несмотря на фактическое поражение плана коренных НТВ-шников. И. Побежденные, они остались на коне — борцами за право на свободную печать и СМИ, за правду. В глазах общественного мнения, пусть поверхностного, сиюминутного, они остались отстаивающими право на вещание, на независимую журналистскую работу. Да, они, в целом, убедили общественное мнение. Взять хотя бы такой факт — 159 различных региональных и центральных изданий и СМИ объединились в едином порыве, чтобы создать совместный номер «Общей газеты» — спецвыпуск в защиту НТВ и свободы прессы. И хотя сейчас разоблачено и дезавуировано многое, что составляло «героическую деятельность НТВ» — цена их свободы и уровень демократизма и даже имидж «высокохудожественного канал» — и «классных ведущих» — все равно ореол борцов бескорыстных и мучеников-страстотерпцев останется надолго. Что и требовалось доказать. Они умело и разом «перевели стрелки» — и отошли на задний план денежные вливания и безвозмездные ссуды, политическое и информационное киллерство, вздорность и невнятность иных передач, поврехностность и фиглярство исторических циклов, внедрение эротики и порно лаже через конфликты с конфессиями… Короче, не было такой зоны магнетического влияния вокргу нашей 1-й кнопки. Не очень ярые манифестации, не очень решительные шаги руководства и общественности. Хотя поддержка — искренняя и бескорыстная — она, конечно, есть. Сужу об этом и пго студенческой аудитории и по вечеру, скажем, Ольги Бергольц, в котором участвовала ее сестра Мария Федоровна. Вечер — поэтический и музыкальный — закончился по существу политической манифестацией в поддержку питерского радио — ТРК «Петербург».
Студент, живущий в Гатчине, сказал мне, автору этих строк, что там все по-прежнему — все кнопки на месте. Это значит, в области не согласны, значит можно противостоять, можно договориться …
Журналисты «Радио «Россия», обращаясь к жителям города, уверяюит, что готовы прислушаться к мнению горожан. Прислушайтесь, пожалуйста, я тоже его житель, с 1935 года. И житель блокадного города. «Наша цель — делать доброе и интеллигентное радио», — заявляют новоявленные руководители питерского отделения «Радио «Россия». И делайте, но давайте делать это добрыми и интеллигентными [154] руками. Сейчас много говорится о воссоздании единого информационного поля в лучших традиций старого Ленинградского радио. Бог в помощь. Однако, почему начинать надо было с передела сети, с конфронтации со слушателем, с разлада в журналистской семье, с раскалывания на общественности две противоположные части. На таком фоне не сконструировать имидж «доброго и интеллигентного». Что-то я не понял, когда планировалась сия акция, а она планировалась давно: где были имеджмейкеры, пресс-службы, пиарщики, наконец? Где профессионализм, которому, между прочим, учат в Университете …
Нувориши, как-то иначе их трудно назвать, пришедшие к руководмтву 1-й кнопкой и их высокопоставленные руководители — ведают ли они что творят?
Действительно, они создали новые блокадные условия, отключив блокадников, пенсионеров, стариков от привычного им канала. Они нарушили эту связь, эту нить жизни. Они же потеряли — и та и другая сторона — этот самый электорат. Потеряли безвозвратно, ибо у сотен тысяч отняли пользующееся доверием средство массовой информации. Не переставя говроить о сохранении единого информационного пространства, они его еще раз раскололи, оставив слушателям пустоту, мякину, паллиатив. Они разъединили и журналистское сообщество. На местко питерской «России» выходцы из того же питерского радио вынуждены лгать и изворачиваться в эфире, испытывая неловкость перед оставшимися своими коллегами и друзьями, объявляя все это происшествие переделом денежных рекламных потоков. Нет, игры, здесь, прежде всего, неряшливо политические. А денежный передел само собой — как следствие.
Радио, нескормно объявившее себя «настоящим радио» (пости как «правильное пиво»), конечно, пока еще очень далеко от собственных деклараций, пока это паллиатив, хотя и не без довольно удачных мимикрических приемов.
Разумеется, и на исконном радио, т.е. на нынешнем ТРК «Петербург» и на всех его предшественниках, особенно на 5 канале, лежит громадная вина за сегодняшний обвал и беспредел — снижение качества, разбазаривание средств и фондов, акционирование — разгосударствление канала бесспорно повлияло на решимость противной стороны и агрессивным действиям. У прежнего государственно-муниципального канала никто бы не посмел отобрать кнопку, увести сети. Но теперь нужно вопрос решить принципиально. Исконное питерское, блокадное радио лишили канала, нужно вернуть все на круги своя, а потом проявить решимость и волю, административную широту и разобраться и с тем и с другим радом, повторюсь, прежде на Ленрадио уживались и Всесоюзное радио (ныне тоже бедствующее Радио-1) и Ленрадио. И это при том, что масштабно и творчески и то и другое радио были вдесетяро сильнее нынешних.
Больших претензий к «перебежчикам» у меня нет: им платили гроши, многие из них «стали россиянами» задолго до конфликта. Когда платят в 3-4 [155] раза больше, лучше с техникой и много других преимуществ, микшируются старые привязанности и даже моральные принципы… И принципы вообще. Но и так называемые перебежчики должны были четко ощущать, что создают, пусть не хуже и не лучще, но новое питерское радио. Радио на Краповке. А то самое — коронное, знаменитое и прославленное, оно осталось на Ракова — Итальянской. Ну, неужели это не ясно! Жаль, если нет. И тут и там мои ученики, имена, интонации близкие и дорогие сердцу. Но все же и моральные нормы нельзя целиком сбрасывать со счетов. Однажды Познер говорил, опираясь на опыт Маркеса: «Мы не совсем верно понимаем понятие «профессионализм» применительно к журналистике как сумму технических приемов. Габриеэль Маркес, который себя называет журналистом, замечательно писал в маленьком эссе, что его спрашивают о соотношении этики и профессионализма в журналистике, тогда ка попытаться разделить эти два понятия — все равно,что попытаться отделить жужжание мухи, то есть журналистика без этики — непрофессиональная журналистика. А что касается журналистских приемов, то при наличии определенных способностей этому можно научить».
Но раз мнения настолько разошлись — пусть восторжествует право. Пусть последнее слово скажет суд. Ведь основной функцией права и является улаживание существующих в обществе конфликтов, смягчение напряженности.
Нет, не будет равной замены, напрасны уверения. Привыкнуть, конечно, можно, к чему не привыкнешь, тем более что радиомимикрия производится довольно профессионально. Но первоисточник есть первоисточник. Помнится, на десятилетии, отпразднованном недавно с помпой, канал-заменитель не смог назвать ни одного имени, взращенного внутри себя. Все горделивые имена — с Итальянской-Ракова…
С блокадных дней было у нас радио, что, почти не изменяя себе, звалось голосом питерской совести. Что ж, для нынешнего радио это понятие становится рудиментарным.
В ныне приснопамятные советские времена, между тем, места в эфире хватало всем. Выпуск местных новостей в течение радиодня чередовался со всесоюзными новостями, периодически включались значимые передачи из Москвы.
И Ленинград давал немало в копилку Большого эфира — хроники событий, регулярные детские передачи, трансляции спектаклей, концертов, спортивных состязаний….
Так вот, заботясь об общем информационном пространстве, никто не додумался до такого простенького консенсуса, может, и ужились бы… Да как додумаешься, когда люди давно не считают, что делают одно общее дело, идут к единым целям да еще путями не слишком различными.
Общие журналистские, СМИ структуры создаваться еще будут, в ситуации конфронтации это неизбежно. Разумный и трезвый подход может еще спасти это дорогое для горожан ленинградско-петербургское [156] информационное пространство и вернуть Питеру ему присущее вещание, снискавшее средству массовой информации славу подстать великому городу.
А петиции и прочие проявления участия к судьбе своего радио, они скромны и искренни, не чета повсеградно обэкраненному шабашу вокруг НТВ. Да, скромны, искренни и сердечны. Таков уж наш питерский интеллигент.
Добавить комментарий