Диалог в детском радиовещании

Эволюция содержания и методов образования неразрывно связаны с изменением социально-экономической структуры. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи усложняются.

Если на ранних стадиях общественного развития обучение было основано на непосредственном практическом включении детей в деятельность взрослых, то в дальнейшем всё большую роль приобретает систематическое обучение, в большинстве случаев оторванное от практического участия в производственном труде.

В ХХ веке наряду с такими основными институтами обучения как семья и школа, большое значение приобрели средства массовой информации, в частности радиовещание.

Отечественное радио имеет богатую и сложную историю. Первые опыты массового вещания начинаются уже в 1921 году.

12 октября 1924 года начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А.С. Попова, а 24 декабря — регулярное вещание было налажено и в Ленинграде: репродукторы были установлены на Невском проспекте, а передача сообщений происходила из небольшой студии на улице А.С. Попова.

Конец 20-х годов — интереснейший старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информационно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьников, просветительские программы и радиотеатр, в основе которого были инсценировки литературных произведений, а также пьес, специально написанных для радио.

Адаптация литературных текстов на радио во многих случаях предполагала не только изменение их структуры с целью наилучшего восприятия на слух, но и переработку, соответствующую коллективному восприятию: громкоговорители как правило устанавливались в клубах, избах-читальнях.

Быстрое развитие техники привело к тому, что радио на рубеже 50-60-х годов из коллективного СМК превратилось в индивидуально-семейное. Об этом свидетельствует статистика. Если в конце 50-х годов одна радиоприемная точка приходилась на шестнадцать человек, то в 1960 году уже на три человека. К этому нужно прибавить, что регулярные телевизионные передачи начались только в конце 40-х годов, но вплоть до конца 60-х телевизор в доме был редкостью.

Столь быстрый рост радиовещания вызван совершенствованием техники радиосвязи. Однако сопоставление тематических рубрик детских радиопередач с содержанием детских журналов или с детской литературой не обнаруживает существенных различий — их рубрики во много дублируют друг друга. Принципиально важным здесь является способ подачи материала — через живых людей, настроенных на общение. Радио позволяло ребёнку, не опасаясь контактного дискомфорта, впустить в свой дом чужих и неизвестных, в общем-то, людей (дикторов, ведущих, литературных героев) и с их помощью заглянуть в мир взрослых. Оно становится своеобразным биноклем, через который ребёнок мог созерцать и слушать окружающую его жизнь.

Таким образом, детское радиовещание в советской культуре — один из важных институтов образования и воспитания ребёнка, основанный на свободном общении, т.е. использующий диалог, как наиболее действенное средство контакта с аудиторией.

Диалогичность свойственна многим материалам радио, она вытекает из его акустической природы, хотя имеет некоторые особенности. Её своеобразие определяется тем, что собеседники разделены пространством, между говорящим и слушающим, как правило, отсутствует непосредственная связь. Однако участники детских передач всегда обращаются к ребёнку, предполагая в нем собеседника, активного участника двухстороннего контакта, как бы предугадывая его реакции, ход мысли, возможные вопросы, строя систему информации таким образом, как они делали бы это в условиях беседы.

Существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу. Это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной, «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.

Эти приемы очень часто используются детским радиовещанием. Непосредственное обращение к детской аудитории явилось залогом популярности такого жанра как серийные радиопьесы. Например, такие передачи детской редакции Ленинградского радио, как «Вести из леса», «Здравствуй Скерцино», «Морские вести» сочетали в себе не только диалоги героев пьесы, но и диалог между авторами писем и участниками программы.

Но перечисленные приемы не будут действовать, если не учитывать главного фактора — диалогичности способа мышления ведущего программы. Диалог присущ свободным формам общения, в которых мысль движется и развивается, а мнение вырабатывается в процессе беседы с учетом различных точек зрения.

К сожалению, идеология, пронизывающая советское радио, подрывала основы свободного общения. Уже после войны, с изобретением звукозаписи, из эфира практически исчезла живая речь. Все передачи, заранее отрецензированные, шли в записи на пленку. Поэтому, при общем снижении уровня публицистики, в советском радиовещании особое развитие приобретают художественные формы, в частности детский радиотеатр. Из всех детских радиопередач именно радиоспектакли вошли в золотой фонд радиоискусства, сохранив свою художественную ценность до настоящего времени.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий