Классное руководство в культурологической концепции воспитания

[117]

Россия входит в контекст культуры, от которой она была несколько в стороне в силу некоторых исторических причин, входит на правах равноправного создателя, ибо ее достижения в области культуры значительны.

Ребенку, родившемуся сегодня, предстоит жить в современной ему культуре, а это потребует от него огромных усилий, физических и духовных, так как природа не передает через генетический механизм культурологические новообразования.

Введение ребенка в жизнь с ее высокой культурой осуществляет множество лиц, непосредственно или опосредованно влияющих на ребенка.

Классный руководитель фокусирует все эти влияния, прослеживая индивидуальный вариант их воздействия, производит профессиональное интерпретирование результата этих влияний и хода жизни ребенка в контексте социальной и культурной действительности. Если учитель вводит детей в науку, то классный руководитель в качестве педагога вводит детей в жизнь. Такого четкого разделения не существует в нашем общественном сознании, потому что учитель всегда выполнял функции педагога, а слово «учитель» всегда толковалось весьма широко.

Когда мы говорим, что классный руководитель осуществляет профессиональное прослеживание личностного развития воспитанника, мы имеем в виду профессиональное наблюдение, педагогическое влияние, педагогическую коррекцию, педагогическую диагностику, но ни в коем случае не стороннее констатирования происходящего.

Профессиональное назначение классного руководителя обеспечивается данными ему полномочиями обществом, которое, в свою очередь, должно было бы основательно, профессионально готовить педагога к исполнению столь тонкого и сложного предназначения — прослеживать индивидуальное становление личности маленького человека, входящего в мир современной культуры.
[118]

Классный руководитель — средоточие всех социальных воздействий на ребенка, он фокусирует множество влияний, преломляет их через призму жизненных ценностей и характера культуры. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка.

Цель классного руководителя — «личность, способная строить жизнь, достойную человека». Эту цель ставит перед собой педагог первого класса и задает движение к цели с простейшего вопроса «Чего ты хочешь?». Завершает движение к цели классный руководитель выпускного класса, исчерпывая Программу воспитания школьника. Поступенчатый характер достижения цели достигается именно институтом классного руководства в школе.

Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя. Чем же в таком случае должна быть наполнена его работа педагога группы, если по завершении школьных лет каждый из детей должен приобрести способность строить достойную жизнь на уровне современного культурного человека?

Понятно, что основным объектом педагогического внимания станет отношение к жизни как таковой и отношение к ее наивысшим ценностям, ибо содержанием жизни человека являются проблемы жизни, которые неотвратимо встают перед человеком и которые он вынужден решать постоянно до последнего момента жизни. Первая — обустройство школьной повседневной жизни ребенка: оно должно полностью соответствовать материально техническим достижениям культуры, содействовать благоприятному социально-психологическому самочувствию. Вторая — организация разновидной деятельности, так, чтобы ребенок мог вступать во взаимодействие с наибольшим количеством жизненных явлений и ценностей. Третья — организация совместного с детьми осмысления протекающей жизни и роли ценностей для людей и для отдельного человека, приучение к размышлению о жизни вообще и о собственной жизни. Иногда такого рода деятельность называют духовной деятельностью. Четвертая функция — внедрение культурных устоев в жизнедеятельность класса, добра, истины и красоты как оснований достойной жизни класса, обеспечивающих ему наиблагоприятнейший психологический климат в группе. Пятая — индивидуальное корректирование хода жизни и личностного развития ребенка, инициирование открытого индивидуального проявления личностного «Я» в микросреде класса, утверждение в группе достойного положения этого «Я».

Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний автономный мир, обретая ценности мира внешнего, он приобретает свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое сообщество.

Добавить комментарий