В.С.Соловьев о непреходящей ценности добра

[232]

Наиболее соловьевское произведение, по словам А.Ф. Лосева, «Оправдание добра» В.С. Соловьёва — первая за всю историю этики обобщающая теоретическая работа о добре, содержательно раскрывающая и утверждающая его. Она оптимистична по духу, противопостоит пессимистическим концепциям морали, в частности, попытке снятия проблемы добра и зла Ф. Ницше.

Нравственное совершенствование, по В.С. Соловьёву, тождественно социальному прогрессу вообще, «повышения бытия с точки зрения нравственного смысла» являются ступенями процесса всемирного развития. «Положительным основанием» общественного строя, побуждающим к нравственному совершенствованию силой является христианский идеал. Он лежит в основе осознания различий между должным и сущим, преодоления несовершенства жизни, нахождения пути к полноте бытия, гармонии всеединства. Осмысление явления Христа «среди истории», а не в конце ее, данное в «Оправдании добра» подкрепляет христианскую догматику с позиций социальной философии. Однако, несмотря на то, что идеал В.С. Соловьёва традиционен для догматического богословия, он не является простым заимствованием. Безусловно, этика В.С. Соловьёва — этика абсолюта, попытка универсалисткого истолкования нравственности. Но поиск нравственного идеала происходит в процессе осмысления исторических реалий.

В основе системы нравственной философии В.С. Соловьёва лежат три качества или способности человека, которые он называет первичными началами нравственности: стыд, жалость и благоговение. Они даны человеку от природы. Каждое из них отражает разные стороны нравственного опыта человека. В стыде выявляется отношение человека к низшему, к своим естественным влечениям, к материальной природе вообще: человек стыдится своего подчинения ей. Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, полагал В.С. Соловьёв. Жадность [233] характеризует отношение человека к другим людям и вообще живым существам, его переживание чужого страдания, способность к состраданию, в чем проявляется солидарность со всеми живыми существами и другими людьми. В благоговении отражается отношение человека к высшему, перед ним человек преклоняется, проявляя свое благочестие.

Первичные основы нравственности играют существенную роль при рассмотрении В.С. Соловьёвым классических кардинальных и богословских добродетелей: каждая из признанных добродетелей не является нравственной сама по себе, а лишь в соотнесении со стыдом, жалостью или благоговением. Так, мужество является добродетелью не само по себе, а в зависимости от того, на какие предметы оно направлено. Нельзя назвать мужеством смелое исполнение бесчинств, также как трусостью — боязнь греха. Справедливость является добродетелью лишь в той мере, в какой она основана на чувстве жалости. Вера не может считаться добродетелью, если обращена на недостойное. Не является добродетелью вера в магию или суеверия.

Итак, в природе человека есть все необходимые основания для добра, но добро не имеет всеобщего и окончательного осуществления и пребывает в постоянной борьбе со злом. Собственно человеческое, неотъемлемое у него, заключается не в том, чем он становится, а в том, что он становится. Относительного добра недостаточно для нравственности. Основанием ее должно служить безусловное начало. Существует добро, не подчиненное никаким случайностям, никаким внешним ограничениям, считает В.С. Соловьёв. Но такое добро — не от мира и не от человека, оно — от Бога. Поэтому человек ищет добро не только в глубине собственной природы, но и устремляется в поисках его к Абсолюту. Абсолютное добро является безусловным началом нравственности, предстает перед человеком в качестве высшего идеала, порождает желание стать лучше, вызывает чувство внутреннего подъема, решимость сделать общей задачей жизни совершенствование. Стремление к добру составляет деятельную основу нравственности, задает цель жизни. Добро имеет творческий характер: для достижения личного совершенствования и Царства Божия необходим процесс, в котором каждый участвует самостоятельно, добровольно, свободно и активно. Добро дано не только в сознании, но и в воле: надо претворить его в жизнь, через человеческие дела реализовать идеал.

Анализируя добро через историю человечества, В.С. Соловьёв подчеркивает, что в этой сфере борьба добра и зла имеет наиболее острый характер. За общественными идеалами всегда стояли какие-либо интересы или цели. В результате — господствует принцип силы, «эгоизм отдельных лиц», откуда происходит их борьба, вражда и все общественное зло. В.С. Соловьёв отвергает современные ему концепции, стремящиеся утвердиться и устроиться в области «временных, конечных интересов». Противостоять эгоизму людей может только воля, стоящая над ним.
[234]

Всемирная история есть общее дело человечества, форма реализации безусловного идеала, и конечной целью ее служит достижение Царства Божьего на земле. Поэтому задачей каждого человека является личное участие в борьбе против социального зла, которое мешает осуществлению этой цели.

Определяющим во всех преобразованиях для В.С. Соловьёва было изменение нравственно-религиозного сознания людей, изменение их отношения к миру и жизни. В вере в духовную силу добра, которая должна спасти и преобразовать всю действительность, заключен и идеализм, и гуманизм В.С. Соловьёва.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий