Моральная надежность - категория профессиональной этики

[130]

Понятие моральной надежности навсегда связывается в моей памяти с образом научной руководительницы — Надежды Вениаминовны Рыбаковой. Незадолго до ее ухода из жизни вышла в свет наша совместная брошюра «Моральная надежность личности». Прошло 16 лет, но тема эта, как представляется, не утратила своей актуальности. Вышла прекрасная монография Г.С. Никифорова, в которой автором дается психологическое обоснование теории надежности и ставится проблема ее моральной составляющей. Автор пишет: «Теория надежности устанавливает закономерности возникновения отказов устройств и методы их прогнозирования; … способы повышения надежности … при проектировании и последующем изготовлении, а также приемы поддержания надежности …; разрабатывает методы проверки надежности изделий… Надежность человека — оператора есть свойство … безошибочно, точно и своевременно выполнять возложенные на него функции в течение требуемого времени и в определенных условиях деятельности» (Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб, 1996. С. 8, 18). Здесь и профессиограммы, и тесты профпригодности, и дизайн машин, и программы для компьютеров призваны учитывать человеческий фактор.

И все же в данный исторический отрезок представления о надежности немало поколебались. В стране, где все было, кажется, предусмотрено, каждое слово заранее проверено и вычитано и опечатка в ежедневной газете считалась серьезным происшествием, вдруг перестали продавать пищу, платить зарплату, давать отопление. Рухнули устои коллективизма и партийной ответственности вместе с партией, переставшей быть «умом, честью и совестью … ». Оказалось, что надежность, основанная на силе страха, недолговечна и упования (надежды) только на рынок. Рынок, рыночные отношения стали восполнять дефицит товаров, востребовали энергию желающих работать и зарабатывать. Возникла реальная конкуренция во всех сферах деятельности, а с ней — проблема надежности товаров и услуг. У одних это вызвало панику и ощущение обреченности, у других — несвоевременности разговоров о морали. Вместе с тем, в странах с длительным и постепенным развитием рынка он складывался параллельно с идеологией долга. Несмотря на относительную самостоятельность экономики от морали, именно роль «мирской аскезы» была отмечена М. Вебером в качестве идеологического движителя капиталистических отношений. Значение этики в становлении капиталистических отношений отмечает и современные исследователи. В современных условиях доказано, что «недостаток доверия и социальной интеграции, господство непосредственного эгоистического ин- [131]
тереса представляют собой тормоз для экономического роста», что решается благодаря «специфически фирменным кодексам норм (мораль фирмы, «философия фирмы»), которые « повышают совпадаемость фактического поведения работников фирмы с ожидаемым» (Козловски П. Этика капитализма. СПб., 1996. С. 51). Идеология долга не может не опираться на идеи подвижничества (С. Булгаков) и послушания, на понимание того, что всякая деятельность предполагает и имеет смысл при условии гуманистических целей этой деятельности. Здесь встает вопрос о безусловности долга — о надежности специалиста.

Сегодня эта проблема носит общемировой характер. В 1999 году человечество было потрясено оглашением результатов расшифровки «черного ящика» погибшего американского самолета с более ста пассажирами и экипажем на борту. Оказалось, что причиной аварии были действия одного из летчиков, решившего ценой собственной гибели обеспечить получение крупной страховой суммы для больного ребенка, нуждающегося в дорогостоящей операции. И пассажиры, и коллеги — летчики были принесены в жертву, оказались безвинными заложниками родительских чувств. В данном случае встал вопрос о моральной надежности летчика, чьи личные обстоятельства привели его к безумному варианту разрешения своей главной жизненной проблемы.

Для России вопрос надежности касается не только отдельных людей, но целых отраслей, переживающих острые моменты перестройки, и эта проблема особенно актуальна. Надежность является необходимым условием становления профессиональной этики в новых условиях, квинтэссенцией понимания долга, в которой смыслом работы является не выгода прежде всего (врач не может думать об этом, когда оперирует), не карьерный рост (водопроводчик должен ликвидировать протечки даже если ему и не объявят благодарность), не успех и известность, а служение людям, обществу. Сегодня особенно велика ответственность СМИ, системы образования, всех, влияющих на формирование общественного мнения специалистов, за создание атмосферы коллективной безопасности, надежности общественных систем, государства в обеспечении уверенности граждан, населения в социальной защите, взаимной помощи, поддержке. Необходимо понимание значимости взаимной надежности на всех ступенях социальной лестницы.

К числу позитивных моментов формирования идеологии надежности, на мой взгляд, следует отнести процесс формирования профессиональных кодексов корпоративных цехов, который захватил и Россию. Как показывает простое сопоставление основных положений даже двух кодексов, в них первейшее значение придается этическим основам деятельности, формированию ответственности как условию доверия общества, а, следовательно, надежности профессионала. В приводимых фрагментах акцент делается на преодоление эгоистического интереса, стремления только к прибыли, к су- [132]
жению круга обязанностей. В них содержится призыв к широкому пониманию долга как дела чести, значимости моральных средств, взаимопомощи, служения людям.

Из Российского кодекса предпринимательской этики:

«Принципы личности

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

2. Уважение к другим участникам дела — основа отношений с ними и самоуважения.

Оно дается выполнением принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

Принципы профессионала

4. Всегда веди дело сообразно средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства и ключ к успеху.

Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки»

Из Этического кодекса медицинской сестры России: «СТАТЬЯ 11. Уважение к своей профессии. … Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Она не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость… СТАТЬЯ 12. Медицинская сестра и коллеги.
… Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии — оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны… »

Добавить комментарий