Антропологизация медицинского знания

[307]

Социальное государство, провозглашенное в Конституции РФ, и создание гражданского общества в России предполагают сохранение генофонда нации — человеческого ресурса — как важнейшее условие укрепления национальной безопасности страны. В условиях дезадаптации населения, роста патогенных факторов, социальных болезней и, одновременно, снижения качества и уровня жизни большинства людей в результате проводимых либеральных реформ возрастает социальная роль и ответственность отечественной медицины, всей системы здравоохранения. Задача сохранения жизни и здоровья, активной жизнедеятельности населения может решаться только в условиях смены социально-экономического и политического курса, проводимого российской властью, смены в интересах своей страны, нации, укрепления духовного и физического здоровья людей, культуры и образования молодежи.

Определяющим направлением в гуманитаризации и профессионализации современного медицинского образования является, на наш взгляд, антропологизация медицинского знания, теоретической и практической медицины, подготовки медицинских кадров. Такая ориентация педагогического процесса в медицинских вузах и училищах соответствует мировой тенденции антропологизации общественного сознания, науки и культуры. Однако в учебных планах и программах медицинских и фармацевтических вузов отсутствует [308] сам предмет антропологии. Медицинская антропология сводится к анатомическим и медико-антропологическим методам исследования в клиниках и лабораториях.

Многие выпускники медвузов, специализируясь в определенной области, по существу, не являются убежденными сторонниками психосоматического направления в медицине. Чрезмерная вера в лабораторно-инструментальные методы исследования привели к тому, что анализы крови или мочи изучаются глубже, чем сам больной. Создается ситуация, когда врачебное мышление сосредотачивается на патологии органов и систем. Но современная медицина воспринимает организм человека как единую интегрированную систему. Разрабатываются технологии корректирующего воздействия на весь организм.

Системный подход к человеку и феномену его здоровья дает интегральная медицина, методологической основой которой явилась философская антропология — целостная концепция человека, построенная на новом интегративном подходе (Б.В. Марков), рефлексии мировоззрения и антропологической онтологии, развивающей взгляды о единстве природы и человека, общества и личности, творческой сущности бытия человека (В.Н. Сагатовский). В философии человек — прежде всего, пластическое существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и социокультурной эволюций. Философская концепция человека охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

В медицине идеи философской антропологии (дуальность природы человека, психосоциогенез сознания, дух и плоть, искусство жизни, ценности и бытие человека и т. д.) учитываются при изучении различных фаз онтогенеза человека и, соответственно, при анализе его физического и психического состояния. Философская антропология помогает медицине перейти от традиционной патерналистской модели к «информированному партнерству» врача и пациента. Врачи, психологи и физиологи все больше используют теоретические положения и методы исследования философской, [309] социальной, культурной и медицинской антропологии (анатомической, клинической, психиатрической и др.).

Антропологический подход к исследованию больного человека, его морфологии, физиологии, психологии, личностных качеств заключается в учете связанных с антропогенезом особенностей строения тела, а также возрастных, половых и конституциональных особенностей. Так, А. Корнетов установил зависимость формы заболевания и особенностей его протекания у больных шизофренией и здоровых людей. Он доказал верность идеи соматопсихической целостности при изучении проблемы психогенной депрессии. А ведь депрессивное состояние, считает академик Ю.П. Лисицын, испытывает более трети взрослого населения России.

Для понимания причин такого состояния людей интересно обратиться к исследованию проблем психиатрической антропологии Зигмундом Фрейдом. «Сами неврозы, — писал он, — в конечном счете, являются симптомами морального поражения… или конфликта». Ганс Селье замечал, что социальные стрессы — самые разрушительные для человека.

Как видно, философская антропология в своем медицинском направлении помогает определять существенные связи и причины в диагностике и лечении заболеваний. В предмет медицинской антропологии входят исследования на стыке анатомии и физиологии, психологии и психиатрии, этиологии, генетики, этики и даже эстетики. В.П. Эфроимсон в работе «Генетика этики и эстетики» (М.,2004) убедительно доказывает, что восприимчивость к красоте и гармонии записана в генофонде. Здоровье человека определяется именно как гармония, уравновешенность с окружающей средой.

В медицинской антропологии акцент делается на принцип антропологичности — направленности на человека как целостную систему, учете в лечебной практике специфики организма во всем его многообразии свойств и качеств. Это область клинической антропологии. Медицинская антропология рассматривает психобиологическую конституцию человека, предрасположенность к развитию тех или иных заболеваний у людей определенного соматипа. [310] Подробно вопросы медицинской, в том числе военно-медицинской антропологии, изложены автором в учебнике «Философия медицины» (2004), учебном пособии «Философия человека и медицина» (ВМА, 2001), в дискуссионных статьях «Медицинской газеты» и газеты «Военный врач».

Центральными проблемами медицинской антропологии становятся качество и образ жизни человека, аномалии личности в современных условиях, взаимосвязь наук о человеке с практической медициной, здравоохранением, социальной политикой государства. Интегральной характеристикой физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека выступает качество жизни, связанное с его деятельностью, уровнем жизнеобеспечения, субъективным восприятием. Важным показателем оценки качества жизни может быть смысл жизни и деятельности человека, его направленность или отсутствие.

Следует сказать об особенностях военно-медицинской антропологии, которая еще не получила признания как научная дисциплина в подготовке военных врачей. Пока можно выделить некоторые существенные в философско-антропологическом плане ее проблемы, требующие конкретной комплексной научной разработки представителями военной медицины и психологии, философии, этики и антропологии. К таким проблемам можно отнести:

  • соотношение гуманизма и вооруженного насилия;
  • воздействие факторов риска на здоровье и боеспособность военнослужащих в условиях мирного и военного времени, в экстремальных ситуациях боевых действий, терактов и катастроф;
  • исследование сущностных сил человека на войне, в условиях армейской и флотской службы;
  • влияние воинской деятельности человека на его физическое и психоэмоциональное состояние в конкретной обстановке;
  • влияние конституциональных особенностей военнослужащих на их профессиональную деятельность и др.

Ученые, медики и педагоги, честные и здравомыслящие люди с тревогой ставят вопрос: что и почему так с нами происходит? Может ли российская элита и, прежде всего, работники образования [311] и культуры, врачи и философы повлиять на процесс распада российского социума, государства, деградации личности?

Отвечая на этот гамлетовский вопрос, автор делает попытку привлечь внимание гуманитариев и общественности к необходимости конкретных действий по гуманизации нашего общества и отдельных личностей через сохранение национальных ценностей, культурных традиций русского и других народов, укрепление их защитных сил, готовности к действиям против разрушителей и растлителей, стремление к созидательной деятельности. Для врачей и педагогов-гуманитариев одним из путей решения этой крайне необходимой и долговременной программы развития страны и нации является внесение в сознание студентов — будущих специалистов медицинского профиля философско-антропологических знаний, убеждений и навыков.

Что следует отнести к антропологизации медицинских знаний с целью выработки у студентов научного интереса к современным методам изучения и лечения человека?

Включение в курс философии медицинских вузов раздела «Философия человека», в котором отдельными темами изучать философскую антропологию с ее естественно-медицинским и социально-культурным направлениями.

Изучение студентами-медиками курсов биомедицинской этики (что уже делается) и эстетики в медицине как методологической основы деонтологии и врачебной этики. В конце этого года в издательстве «Медицина» выходит учебное пособие автора «Эстетика в медицине» (СПб., 2005), в основу которого положены культурная и медицинская антропологии.

Желательно включение в программу повышения квалификации врачей темы «Философская и медицинская антропология». В Военно-Медицинской академии для военных врачей факультета повышения квалификации читаются лекции по темам «Медицинская антропология» и «Проблема личности в философии и медицине», проводится семинар по проблеме аномалии личности.

В программу подготовки адъюнктов, аспирантов и соискателей включены темы и вопросы на экзамены по философской [312] антропологии и ее разделам. Рекомендованы темы диссертаций по медицинской антропологии, компенсирующему и конституирующему направлениям.

Наконец, хотелось бы достичь понимания со стороны анатомических кафедр, руководства медицинских вузов и министерств здравоохранения и образования относительно необходимости разработки программы и включения в учебный план отдельного курса антропологии с элементами ее истории, теории и философии.

Таковы основные направления антропологизации медицинского знания, обоснованию которых и посвящается доклад.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий