«Како грешила еси вси дни и вси ночи жизни твоей...» (русская женщина на исповеди в XIV-XVII вв.)

(русская женщина на исповеди в XIV-XVII вв.)

Состояние источниковедческой базы: русские исповедные книги (епитимийные сборники) допетровского времени. Первые публикаторы текстов русских исповедей — М. Горчаков, С.И. Смирнов и А.И. Алмазов. Основные архивохранилища, содержащие тексты православных исповедей и епитимий за прегрешения в составе церковных сборников и требников. Современные исследователи русских исповедных текстов — Б.Н. Флоря, Н.Л. Пушкарева, Е. Левина (США), Н. Бошковска (Швейцария). Вопрос о «заимствованиях» из греческих оригиналов и бытовании епитимийных сборников на Руси.

Публичная исповедь («извет») и тайная исповедь в храме (покаяние перед священником). Состав русских исповедных сборников XIV-XVII вв. Два типа «исповедного сценария»: без вопросов со стороны духовника (желательный) и с помощью особых вопросов (возможный и, вероятно, неиболее распространенный вариант). Вопросы, обращенные к девушкам, «мужатицам» и вдовам. Отражение социальной иерархии в исповедных вопросах, обращеных к женщинам. Грех и искупление: предельные величины епитимий за «женские» прегрешения. Сопоставление с католическими пенитенциалиями.

Русская исповедная практика допетровского времени в контексте женской повседневности. Право совершать таинство покаяния. Время исповеди. Частота и регулярность. Место исповедания. Первая исповедь: возраст исповедаемой, состав исповедных вопросов. Вопрос о говении перед исповедью (его необходимость даже для «велми малых» детей). Иноисповедные «мужатицы» (не должны быть принимаемы православным священником). Исповедные вопросы «вдовицам». Принятое, допускаемое и девиантное поведение женщин перед их духовниками (по материалам ненормативных, в том числее нарративных источников). Итог исповеди: разрешение или запрещение. «Исцеляющая функция» исповеди.

Сексуальная жизнь женщины в зеркале епитимийных сборников: возрастная интенсивность, регулярность, способы оптимизации. Осуждение их составителями исповедных текстов. Сексуальная жизнь женщины в браке и вне брака. Инцест, строгость епитимий за инцестуозную связь. Аборты, способы контрацепции, знахарство и чародейство в зеркале епитимийных текстов. Образ женщины-матери по текстам покаянных книг.

Динамика изменений текстов исповедных вопросов в допетровское время как отражение «смены акцентов» в отношении к женщине, ее роли, статусу в обществе в эпоху обмирщения, изменения в судопроизводстве и системе мер наказания.

Добавить комментарий