Феномен исповеди может быть рассмотрен с точки зрения проблемы поиска средств и условий обнаружения информации, хранящейся в подсознании, в процессе ее осознания. Это одна из основных проблем психоанализа, но она представляет несомненный интерес и для традиционной психологии.
В узком смысле понятие исповедь раскрывается в рамках понятий и процедур религиозной обрядности. В широком — это такая форма изложения мыслей, которая исключает утаивание прямого или скрытого смысла. С информационной точки зрения эти знания весьма близки, поскольку предполагают сходное воздействие на сферу бессознательного. И все же церковная исповедь предоставляет больше возможностей для понимания информационной стороны взаимосвязи сознательного и бессознательного, так как содержит такой аспект, который в других формах исповеди представлен неявно.
Этот аспект состоит в том, что существует механизм психологической защиты, который предварительно «фильтрует» информацию, прежде чем она вербализуется в конкретных высказываниях человека. Этот «фильтр» основан не столько на сознательном стремлении ограничить сообщаемую информацию, сколько на подсознательных механизмах, которые как бы охраняют те информационные аспекты бессознательного, которые могут негативно повлиять на мнение собеседника относительно исповедующегося. Причем этим внешним собеседником не обязательно оказывается другой человек. Им может выступать и внутренне вербализуемая, ценностная часть сознательного «я», по отношению к которой «фильтр» в том же смысле выполняет функцию самозащиты бессознательного.
Люди сами нередко это осознают, признавая, что им трудно или даже невозможно сказать всю правду о себе. Так, Чайковский в своих письмах говорит о том, что даже в дневнике он не может отвлечься от фактора «внешнего мнения» и поэтому невольно учитывает его. Между тем дневник — одна из форм исповеди, поскольку он есть средство сознательной саморефлексии.
Однако всегда, когда исповедь происходит в условиях обычных форм общения, она очень слабо затрагивает область подсознательного. Так, психоаналитик в обычной беседе стремится вычленить в сознательных высказываниях пациента то, что относится к сфере вытесненных в бессознательное образов реальных процессов, продолжающих циркулировать в психике. Причем предполагается, что возвращение ранее вытесненного в сознательное, контролируемое одновременно устраняет причину аномалии. Главной проблемой при этом всегда была и остается низкая эффективность предлагаемой аналитиками методики преодоления все того же «фильтра-барьера», что признавал в конце жизни и сам Фрейд.
Если мы сравним между собой исповедальное общение человека с психоаналитиком и священником, мы обнаружим много общего: и в том и другом случае цель — полная откровенность. Однако здесь есть и существенное отличие.
В одном случае, применяя специальные методики, стремятся проникнуть в подсознание, заставить его обнаружить себя в невольных высказываниях.
В другом случае, напротив, человеку предоставляется полная свобода исповеди, и лишь моральный и идеологический авторитет влияет на уровень его откровенности.
Информационный подход позволяет выявить факторы, влияющие на уровень откровенности исповеди и обозначить подсознательный информационный момент в его структуре. Так, ограничение информационного содержания в исповеди определяется не только «фильтром», о котором мы говорили выше, но и особенностями восприятия и накопления информации. В сфере бессознательного содержится не только вытесненная из сознания информация, но и такая, которая не могла быть осознана при ее поступлении извне. Это, в частности, вся та информация, которая поступает в возрасте, когда у ребенка еще не сформировалась языковая система. Сюда же относится и вся информация подпорогового восприятия. Выявить эту информацию психоаналитическими методами невозможно, и традиционная форма исповеди здесь оказывается эффективнее.
Дело в том, что в психике действует закон минимизации информационного воздействия. Не случайно, что исповедь обычно происходит в условиях, когда внешнее воздействие на человека минимально, а это, как показывает применение суггестивных методов, приводит к резкому усилению информационного воздействия. Информация начинает бесконтрольно проникать в речевые центры из самой глубины бессознательного. Здесь не имеет принципиального значения вопрос о том, как она там оказалась: путем неосознанного восприятия или вытеснением из сознания. В любом случае неконтролируемый информационный процесс всегда создает возможность аномальных для психики последствий.
В большей или меньшей степени исповедь всегда позволяет освободить сферу бессознательного от сохранения и замкнутой циркуляции факторов, порожденных информацией отрицательных эмоций, и тем самым снять скрытые стрессовые состояния. Специфика форм и условий исповедального пространства и времени может существенно влиять на ее эффективность. Именно поэтому церковная исповедь зачастую эффективнее психоанализа, хотя функция у них едина — освобождение бессознательного от негативной информации, порождающей патологию психофизиологических процессов.
Добавить комментарий