Глобализация и цивилизационные перспективы человечества

[63]

Глобализация — новомодный термин политического и экономического лексикона. Это явление — не только предмет сухих академических дискуссий. Споры на эту тему выливаются на площади и улицы. Сиэтл, Монреаль, Генуя — далеко не полный перечень городов, где дискуссии по проблемам глобализации приняли характер ожесточенных схваток демонстрантов с полицией. И поспорить, действительно, есть о чем. Какое будущее ждет человечество в результате глобализации? Именно в этом заключается сущность спора между глобалистами — сторонниками превращения планеты в единое мондиалистское экономическое, политическое и информационное пространство, управляемое мировой финансовой олигархией, и антиглобалистами, отстаивающими национальный суверенитет каждой страны, ее право распоряжаться собственными природными и интеллектуальными ресурсами.

Мы не считаем, что глобализация — это продукт конца XX-начала XXI века и является детищем научно-технической революции и информационных технологий. Мы согласны с теми исследователями, которые полагают, что в истории человечества было несколько волн глобализации.

Первая волна — конец XV — начало XVI века, была связана с эпохой великих географических открытий. Это была, так сказать, географическая глобализация. Ее результатом явилось формирование мировых колониальных империй. Они формировались почти исключительно насилием и кровью. Первая волна глобализации уничтожала целые народы и самобытные, богатые культуры. Цивилизации ацтеков, майя, инков — первые жертвы глобализации. Тогда же произошла, наверное, первая в мировой истории «этническая чистка», которую провели в Северной Америке отцы-основатели либерализма — англичане, уничтожая коренных жителей континента.
[64]

Вторая волна глобализации была порождена промышленной революцией и появлением единого мирового пространства, созданного рынком и обменом. Обозначилось и углубилось неравенство между метрополиями и колониями, странами, которые впоследствии деликатно назовут «развивающимися». Если жители Великобритании и Индии на момент начала промышленной революции (1750 г.) находились примерно на одинаковом уровне развития, то к 1900 году уровень, на котором стояла Индия, равнялся примерно одной сотой части уровня Соединенного Королевства 1. «Долины Инда белеют костями хлопкоткачей», — так коротко и ясно характеризовал К. Маркс результаты второй волны глобализации. XX век углубил разрыв. Житель Швейцарии сегодня имеет доход в несколько сот раз превышающий доход уроженца Эфиопии. XXI век человечество встретило с более чем миллиардом людей, живущих в бедности.

Сейчас мир находится в самом начале третьей волны глобализации. Характеризуя ее сущность, французский ежемесячник «Монд дипломатик» писал: «Мир переживает новую эпоху завоеваний, которая пришла на смену колониальной. Но если прежде в качестве главных завоевателей выступали государства, то теперь ими стали частные промышленные и финансовые группы» 2. Транснациональные корпорации, финансовый (сплошь и рядом виртуальный) капитал, информационные технологии взламывают границы между странами и народами. Мир становится ареной господства мировой финансовой олигархии, не имеющей родины и отечества. Но одна граница становится все более высокой и прочной. Это — граница между странами «золотого миллиарда» и остальным человечеством, между немногочисленным, но богатым «Севером» и перенаселенным, но нищим «Югом». Возможна ли в принципе ликвидация неравенства между этими частями человечества? Мы полагаем, что при сохранении нынешних тенденций развития, образа жизни и мысли этих двух биполярных типов цивилизаций — нет.

Приведем данные известно американского футуролога Пола Кеннеди: «В США, где живет лишь 4% населения, потребление нефти равняется одной четверти ее мирового производства… Средний американец в течение жизни наносит вдвое больший ущерб, чем [65] швед, втрое — чем итальянец, в 13 — чем бразилец, в 35 — чем индиец и в 280 (!) раз, чем житель Чада и Гаити, потому что уровень его потребления гораздо выше» 3.

Отсюда ясно, что фукуямовская версия «конца истории», где человечество ожидает вселенское счастье, если оно примет либерализм в качестве руководства к действию в принципе неосуществима. Если все жители стран «изгоев» цивилизации начнут в соответствии с принципами либерализма производить, потреблять (и соответственно загрязнять планету) в 280 раз больше, чем сейчас, то нашу грешную землю ждет экологическая катастрофа.

Пролонгирование ситуации и реализация «демонстрационного эффекта» потребления стран «золотого миллиарда» — путь, ведущий к гибели всего живого на планете.

Ясно и то, что предлагаемая современными глобалистами версия глобализации предполагает не что иное, как глобальную сегрегацию народов, делимых на богоизбранные страны «золотого миллиарда» и изгоев, на всесильный центр и бесправную, нищую периферию, на расу господ и расу париев мирового цивилизационного процесса. Как справедливо подчеркивает А.С. Панарин, «глобальные ресурсы для узко эгоистических интересов меньшинства — вот настоящее кредо глобализма» 4.

Если не произойдет демократизация глобализации, если страны «золотого миллиарда» не захотят изменить, то есть умерить, свои эгоистические потребительские аппетиты, то мир ждет такая «схватка цивилизаций», по сравнению с которой трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке покажутся невинной детской игрушкой.

Примечания
  • [1] Кеннеди Пол. Вступая в двадцать первый век. М., 1997. С. 25.
  • [2] Санкт-Петербургские ведомости. 10 ноября 2000 года.
  • [3] Кеннеди Пол. Вступая в двадцать первый век. М., 1997. С. 49.
  • [4] Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. С. 15.

Добавить комментарий