«Страна моя, Белая Индия» (Творчество Н.Клюева в 1916?1919 гг.)

Творчество Н. Клюева в 1916–1919 гг.

[230]

1. Своеобразие представлений Н. Клюева о Рае

Н. Клюев — поэт, чья творческая лаборатория и представления апеллируют к народным. Поэтому безусловна тесная связь его художественного мира с христианством. Представления о Рае не могли не найти своего места в творчестве поэта. Однако христианство вошло в творческий мир Клюева не безусловно, но во многом опосредованно («Я не считаю себя православным, да и никем не считаю…»). Христианские представления и понятия не самодовлеющи, но подчинены задаче строительства собственной концепции автора (как и все, что Клюев использовал при создании своих произведений). Связь подобных принципов с представлениями А. Блока (автора, важного для Клюева). Параллель клюевским принципам в эссеистике М. Цветаевой: искусство — мир со своими законами.

Эволюция представлений Клюева о Рае. На разных этапах творчества Клюева можно выделить различные описания подобного типа (Рай в «Братских песнях», «Мирских думах»: «отчие обители», небесный град, населенный воинами). Начиная с 1916 года, в текстах Клюева появляется представления об Индии и, в частности, о «Белой Индии», которые связаны с иным видением мира высшего инобытия.

2. Проблема анализа понятия «Белой Индии»

Специфика образной структуры в творчестве Клюева: каждое упоминание несет в себе отголосок всей парадигмы значений образа. «Иаковская лестница» смыслов у Клюева (Л.А. Киселева). Взаимопроникновение различных ипостасей образа: «Белая Индия»; Индия как страна «Востока», противопоставленного «Западу» — древняя колыбель восточной мудрости, наследницей которой является Русь (а также одна из местностей в составе нарождающегося мирового единства в «революционных» произведениях поэта).
[231]

3. Характеристика понятия

Белая Индия Клюева — страна «высочайшего и сейчас немыслимого духовного могущества и духовной культуры» — образ чаемой в грядущем России, страна духовно преображенных людей. Представление о ней тесно связано с искусством, которое и обеспечивает духовное преображение всех и каждого. Это в первую очередь относится к самому герою, обретение которым Белой Индии связано с его поэтическим даром.

Соотношение образов «просто Индии» и «Белой Индии» (мудрость «просто Индии» от века присуща русскому крестьянству в силу его близости к земле и природе) как символов мудрости нынешнего человечества и человечества преображенного (белый цвет — признак высшего, идеального бытия).

4. К вопросу об истоках концепции «Белой Индии» у Клюева. «Хлыстовское» и «скифское»

Вопрос о связи Клюева с хлыстами (проблемы биографии; «Братские песни»); часто встречающиеся хлыстовские мотивы в его текстах. Образы «огненного восхищения» и «Рожества ангелов» в эссеистике Клюева как соответствующих духовному перерождению на пути в «Белую Индию»; их связь с практикой богослужения и учения о таинственной смерти и таинственного воскресения у хлыстов.

Клюев — участник группы «Скифы». Альманахи «Скифы» и «Наш путь» как единые тексты. Многочисленные переклички между опубликованными в них произведениями А. Белого, А. Блока, Иванова-Разумника, С. Есенина (обращение к смежным проблемам, использование текстов друг друга для иллюстраций в статьях).

5. А. Белый и «Белая Индия» Клюева


Трактат А. Белого «Жезл Аарона (О слове в поэзии)» содержит идею Подлинного Слова как носителя Высшей мудрости, утраченной в истории человечества. В грядущем эта Мудрость будет обретена вновь; средством ее достижения и постижения является поэзия.

б) Концепция Клюева (стихи, эссеистика).

Логоцентричность художественного мира Клюева (Л.А. Киселева). Слово как высшая ценность и высшая сила, преображающая мир.

Апелляции Клюева к проблеме Слова соотносятся с представлениями Белого и дополняют его концепцию. Белый использовал стихи Клюева для иллюстрации положений своего трактата. Скрытый диалог авторов. Белый: Высшая мудрость ныне утеряна. — Клюев: Да, книжное знание противоречит ей, но есть среда, где она сохранилась издревле — русское крестьянство. Белый: В грядущем Истинное [232] Слово вновь будет обретено человечеством, тем самым будет достигнуто духовное преображение людей. — Клюев: Будущее России — «Белая Индия». Белый: «Основная роль в обретении Истинного слова принадлежит поэзии, ее развитию» — Клюев: называет «Белую Индию» своей страной, т.е. страной поэта. Общий для обоих авторов мотив «словесного древа».

6. Дальнейшая судьба образа «Белая Индия» в творчестве Клюева

Клюев — поэт с интенсивно эволюционирующей художественной системой, особенно активизировались перемены с наступлением революции. На смену образу «Белой Индии» как воплощению именно Руси приходит образ близящегося единства стран и народов; Белая Индия и, так сказать, крестьянская Индия сменяются реальной, географической Индией в составе этого единства. «Белая Индия» вновь появляется в публицистике Клюева 1919 года, когда автор поднимает вопрос небрежения искусством в новом государстве (одно из предвестий разочарования поэта в революционной реальности).

7. Выводы

«Белая Индия» Клюева — своеобразный вариант мира высшего инобытия. Связь с христианскими представлениями: Белая Индия — страна преображенных людей, чаемая в грядущем (как Новый Иерусалим). Однако в отличие от христианской концепции, в обретении Белой Индии значительную роль играет искусство — путь духовного преображения человечества. Связь специфики представлений о Белой Индии со взглядами окружения Клюева. Возможность преображения отдельного человека «здесь и сейчас»; интерпретация его как экстатического состояния (хлысты). Скрытый диалог Клюева с А. Белым в рамках проблематики «скифского» кружка об истинном Слове-носителе Высшей мудрости как залоге грядущего преображения. Судьба образа Белой Индии в творчестве Клюева. Временный отказ от него в связи с переходом от изображения грядущего к воспеванию становящейся реальности; впоследствии — новая апелляция к нему в борьбе с реальностью, противоречащей принципам автора.

Добавить комментарий