Проблема взаимоотношений цивилизаций Запада и Востока была для С. Радхакришнана одной из ключевых. Попытки прояснить ее были элементом того общего идеологического движения, целью которого являлось освобождение Индии от диктата европейской и американской идеологии. Хотя в то время, когда жил и работал С. Радхакришнан, Индия находилась в зависимости от стран Европы (до 1947 г. она, как известно, была колонией Великобритании), которые оказывали на нее глубокое и всестороннее влияние, тем не менее, считал он, Европа обязана Индии своими достижениями в значительно большей мере, чем Индия Европе — своими. В самом деле, что принесли европейские колонизаторы индийскому обществу? Из благих даров — только технику да, частично, административную систему. Индия же дала Европе много больше. В сущности, если бы не индийское влияние в древности, европейская культура была бы гораздо беднее и слабее (а возможно, и вовсе не смогла бы возникнуть). Греки эпохи Гомера и индийцы эпохи Вед, когда впервые появляются на исторической арене, стоят на практически одинаковом уровне развития: земледелие, скотоводство, ремесло в обеих культурах имеют так много общих черт, что невозможно говорить о случайном совпадении; в обеих культурах известны колесные повозки, металлы, используются лошади. Наводит на размышления сходство теонимов, да и самих образов богов: римский Юпитер (Juppiter < Jovis pater), греческий Зевс (Zeus pater), индийский Dyaus pita, германский Ziu, скандинавский Тор — все это боги небес, громовержцы, а их имена, утверждает Радхакришнан, происходят от общего корня, означающего «светить», «сиять». Также сходны индийский Варуна и греческий Уран, индийская Ушас и греческая Эос, индийские Ашвины и греческие Диоскуры 1. Все это позволяет сделать следующий вывод: «эти сходные черты предполагают, что эти два народа, древние греки и ведические индийцы, должны были общаться друг с другом, хотя ни один из них не сохранил воспоминаний о тех временах, и встречались как незнакомцы в Персидской империи» 2. Таким образом, греческая культура, по мнению С. Радхакришнана, смогла возникнуть только благодаря взаимодействию с культурой Индии. Интересно, что Радхакришнан ни слова не говорит о других возможных причинах такого сходства: о том, например, что это Индия заимствовала у греков богов, ритуалы, технику и т. д., или о том, что это сходство явилось результатом развития единой протоиндоевропейской культуры в разных географических регионах, в которых носители этой культуры волей судьбы оказались.
Однако не только в начальный период своего существования античная средиземноморская цивилизация испытывала влияние Востока. Это влияние, то усиливаясь, то ослабевая, имело место и в более поздние периоды истории. Оно ясно прослеживается в орфических мистериях (например, их космогония и учение о душе аналогичны космогонии и психологии Ригведы), в учении Пифагора. «Его воззрения на перерождение, запрет на убийство животных, вегетарианство, очищение посредством аскетических практик, акцент на … или созерцании — все это скорее индийское, чем греческое» 3. Справедливости ради надо заметить, что Пифагор действительно часть своей жизни провел в путешествиях по Востоку и, вероятно, слышал что-то о бытовавших в Индии религиозно-философских учениях, однако маловероятно, чтобы они повлияли на его мировоззрение столь сильно.
Христианство, считал Радхакришнан, тоже возникло не без влияния индийских идей. Буддийские миссионеры из империи Ашоки ехали во все концы света — в Китай, Индокитай, Среднюю Азию и, конечно, в Средиземноморье. Ессеи (или эссены), появившиеся в Палестине в 2-1 вв. до н. э., и александрийские «терапевты», возможно, были буддистами или, во всяком случае, испытали сильное влияние буддистов и многое у них позаимствовали 4. А так как идеология общины ессеев была одним из источников христианского учения, то, очевидно, в нем благодаря этому оказался также и буддийский элемент.
Все это Радхакришнан утверждает, чтобы показать глубокое духовное родство цивилизаций Востока и Запада. В сущности, в разных культурах разными именами называется одна и та же реальность — реальность, имеющая преимущественно духовную природу. И перед всеми цивилизациями всегда стояла и стоит задача помочь человеку раскрыть в себе эту высшую духовную природу.
Беда и болезнь Запада состоит в том, что он утратил интерес к внутренней духовности, отдав все свои душевные и умственные силы покорению внешней природы. «Жизнь — это постоянное усилие живого существа адаптироваться к окружающей среде» 5, и адаптация вовсе не обязательно должна предполагать, что окружающая среда станет для человека рудником, из которого он будет черпать себе блага. Человек должен уметь изменять также и себя самого. Неумение и нежелание людей изменять себя, вызванное традиционным европейским убеждением в том, что человек есть венец творения, наивысшее и наилучшее среди живых существ, уже привело к возникновению множества трудноразрешимых проблем, таких, как бедность, голод, угроза ядерной войны и полного уничтожения жизни на Земле. Но у всех этих проблем есть одна общая черта — ощущение человеком своей смертности. Это ощущение порождает в нем желание достичь бесконечного, избавиться от угрозы смерти. Единственный путь для этого — религия.
«Все верования суть попытки конечного ума постичь бесконечное», — писал Радхакришнан 6. И далее: «Цель религии есть… идентификация с течением жизни и через это участие в ее творческом движении. Религиозный человек преступает ограничения, наложенные его материальной природой и социальными условиями» 7. Забвение этой основной цели религии обедняет человека духовно и делает его ущербным, неспособным преодолеть стоящие перед ним трудности.
Забвение духа ведет к эгоизму, который мешает человеку соотносить свои интересы с интересами других людей и человечества в целом. Свою смертность человек начинает преодолевать ущемлением чужих интересов — грозя смертью другим. Высшим выражением такого отношения к окружающей среде и обществу является водородная бомба — «вызов человеку, призыв развивать новую этику, новое духовное мировоззрение», — пишет Радхакришнан 8.
Утрата духовных ценностей произошла впервые в Западной цивилизации, но страдают от этого все — и европейцы, и индийцы, и все остальные народы. Поэтому задача обновления стоит сегодня перед всем человечеством. «Подлинное обновление — это то, в чем нуждается весь мир, а не только Индия. Для тех, кто потерял свои корни, для самой нашей эпохи, которая есть великий переход, путь духа — единственная надежда» 9.
- [1] Radhakrishnan S. East and West. Some reflexions. London, 1955. P. 46.
- [2] Ibidem.
- [3] Radhakrishnan S. Op. cit. P. 55.
- [4] Ibidem. P. 63.
- [5] Radhakrishnan S. Religion and society. 3d edition. London, 1956.P. 17.
- [6] Radhakrishnan S. Op. cit.P. 52.
- [7] Ibidem. P. 78.
- [8] Radhakrishnan S. East and West…P. 12.
- [9] Radhakrishnan S. The spirit in man // Contemporary Indian philosophy. Ed. by Radhakrishnan S. and Muirhead J. H. 2nd edition. London, 1952. P. 478.
Добавить комментарий