Социология культуры в структуре культурологического знания

[203]

Памятуя, что социология культуры есть «часть» социологической науки, важно, прежде всего, определить ее место в структуре социологического знания. Социология культуры, как и социология в целом, развивалась в нашей стране достаточно трудно, временами даже драматично. Именно неприятие и непризнание социологии как науки, стремление включить ее в лоно исторического материализма, а иногда и просто подменить им, долгое время мешало определить статус социологии, выявить предмет ее исследования и ее структуру. Кроме всего прочего, социологии приходилось буквально «вырываться» из пут так называемой паллиативной социологии, пытавшейся превратить ее в такую разновидность знания, которое не объясняло, а оправдывало действительность. Несмотря на то, что предметная область социологии до сих пор продолжает уточняться и дифференцироваться, в настоящее время почти общепринятой стала точка зрения на ее структуру, согласно которой существует три уровня социологического знания: фундаментальная общесоциологическая теория; отраслевые и специальные социологические теории или теории «среднего» уровня; эмпирическая социология. Если следовать этой точке зрения, то социология культуры оказывается в ряду специальных социологических теорий, которые, по мнению В.А. Ядова, раскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни, а также присущие последней внутренние взаимосвязи.

Определенные трудности в определении предмета социологии культуры объясняются многими обстоятельствами: многомерностью самого «явления» культуры; многозначностью дефиниций культуры, которые отражают как структурную сложность самого понятия культуры, так и многоаспектность его исследований, анализирующих[ реальные связи культуры и общества; [204] длительными дискуссиями о возможностях существования социологии как самостоятельной науки, и социологии культуры, в частности. К этому следует добавить, что социология культуры долгое время развивалась как социология искусства, что несомненно сужало рамки ее предметного поля. Так, в нашей отечественной социологии культуры в 20-30 годы прошлого столетия среди других направлений важную роль играло так называемое «социологизированное искусствознание» (Я. Зивельчинская, И. Иоффе, В. Фриче, Ф. Шмит), развивавшееся, как и некоторые другие направления, в русле социологического редукционизма.

Существовали и существуют попытки расширительного толкования предмета социологии культуры. Так, И. Витаньи, определяя, как относится социология культуры к социологии, утверждает, что социология культуры является не просто какой-то частью, областью или отраслью социологии, а охватывает проблематику общественной жизни в целом с иной точки зрения, чем социология. Другими словами, «они отличаются друг от друга не объемом исследуемого явления, а тем, что один и тот же предмет рассматривается ими с различных сторон». (Витаньи И. Общество, культура, социология. Пер с венг., М., 1984). Сходное толкование предмета и объекта социологии культуры мы находим у Раймонда Уильямса, который выделяет среди большого перечня объектов исследования идеологическую доминанту. Он определяет социологию культуры как культурную социологию и считает, что она «имеет дело с социальными процессами всего культурного производства культуры, которые могут быть названы идеологическими». (См. Социология культуры: современные зарубежные исследования. Реферативный сборник. М., 1987). Нужно заметить, что переоценка идеологических аспектов культуры может привести к губительным для культуры последствиям, что так наглядно продемонстрировал наш собственный печальный опыт.

Л. Ионин склонен называть культурной социологией новую, возникающую дисциплину, скорее даже «направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений». (Ионин Л.Г. Социология культуры, М., 1998, С.16).

Культура как явление многомерное является объектом и социологического, и философского, и культурологического анализа. Существуют и другие науки, которые непосредственно связаны с исследованием культуры. Поэтому, возможно, точнее говорить о культурологии (как научной и учебной дисциплинах) и о культурологическом знании, которое, конечно же, не ограничивается социологическим, философским, этнографическим и другими подходами. Б.С. Ерасов, говоря о культурологическом знании, предлагает делить его на гуманитарное культуроведение и социальную культурологию. [205] Важной отличительной чертой социальной культурологии он считает то, «что социологический взгляд не ограничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких, как смена технологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такого культуроведения «становится и повседневная жизнь общества». (Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М., 1998, С.6).

Эта позиция родственна взглядам И. Витаньи, который делит культуру соответственно роду объективаций на:

  1. материальную культуру;
  2. социальную культуру, т.е. культуру коллективного общения;
  3. духовную культуру.

К этим сферам, отраслям (Витаньи И.) культуры относятся три вида деятельности. Деятельность, соответствующая социальной культуре, т.е. служащая для создания объективаций поведения и коллективов, действие, направленное на формирование общества и коллективов, и повседневная практика. (И. Витаньи). Социальная культура и соответствующая ей деятельность служат объектом изучения, с точки зрения И. Витаньи, социологии культуры.

Множественность точек зрения позволяет говорить о принципиальной открытости исследования проблемы предмета социологии культуры (социальной культурологии, культурной социологии — это все очень близкие понятия). Но эта множественность, конечно же, предполагает наличие общих характеристик, позволяющих в контексте всего выше сказанного считать, что социология культуры, будучи составной частью культурологического (и социологического) знания выступает как самостоятельная наука, имеющая собственный предмет исследования. Важно, чтобы при изучении культуры не сводить анализ либо к «чистому» социологизму, либо к описанию и анализу культурных ценностей безотносительно к их «бытованию» в системе социальных связей.

Похожие тексты: 

Комментарии

Социология культуры в структуре культурологического знания

Аватар пользователя Владимир
Владимир
четверг, 23.09.2004 17:09

Уважаемый автор! Проблема Вами поставлена важная, так как вся современная социология не выйдет из кризиса до тех пор, когда она осознает важность исследования культуры в качестве своего основного объекта. Я поддерживаю позицию Л. Ионина, но с одной поправкой: культура может быть и должно быть основанием жизни людей, но движение к этому состоянию общества происходит очень медленно, через противоречия. В этом процессе не может быть автоматизма. Мы или сумеем трансформировать общество в данном направлении, или оно, общество, рансформирует нас, ничего не оставив от культуры.

Добавить комментарий