Электронно-виртуальная реальность как новая ниша человеческого существования: философский прогноз

[164]

В развитии информационного общества можно выделить, на наш взгляд, два основных этапа. Первый этап датируемый началом ХХ века, характеризуется возникновением различных информационных средств, созданных на основе электромагнетизма. В конце ХХ — начале XXI вв. начался второй этап, принципиально отличающийся от первого возникновением электронно-виртуальной реальности (ЭВР). Хотя ЭВР находится пока еще в зачаточном состоянии, ее перспективы грандиозны. Как нам представляется, именно с помощью ЭВР человечество формирует возможность создания для себя новой ниши существования.

Ниша человеческого существования имеет два основных компонента: тип среды и тип носителя субстрата сознания. На наш взгляд, могут быть следующие варианты сочетания этих компонентов. Первый вариант: среда — биологическая, носитель сознания человека — биологический, то есть человеческое тело. Второй вариант: среда — техносфера, субстрат сознания — биологический. Третий вариант: среда — биологическая, носитель сознания — на базе техники (киборги). Четвертый вариант: среда — техносфера, носитель — киборг. Третий и четвертый варианты соответствуют второму этапу информационного общества. После же достижения максимальной зрелости второй стадии [165] информационного общества, которое будет означать возникновение постинформационного общества, должен появиться принципиально новый тип ниши человеческого существования — уже не просто техносфера, а информосфера, как высший уровень техносферы. Для этой сферы нужен будет новый носитель сознания, уже не киборг, а что-то другое.

Киборги, в свою очередь, могут существовать в различных сферах. Во-первых, — в физико-природном мире. Во-вторых, — в техносфере (например, на фабрике). В-третьих, — в ЭВР. На наш взгляд, необходимо дифференцировать три типа понимания киборгов. Под киборгом обычно подразумевают сращение человека с машиной — это общее определение, которое, по нашему мнению, является слишком абстрактным и вследствие этого порождающим противоречия в его трактовке.

На современном уровне познания более точный подход к пониманию киборгов связан, на наш взгляд, с введением в качестве решающего векторного фактора. Первый тип понимания: вектор киборга направлен в мир природы и общества. В этом случае человек получает отчасти искусственное тело, но находится в обычном физическом мире, живет среди людей, подчиняется объективным законам природы и общества. Его свобода — это выбор в рамках познанной необходимости. Такой мир можно условно назвать «жестким» миром. Второй тип понимания: вектор направлен в ЭВР. Третий тип: человек может менять свой вектор в зависимости от желания. В последнем типе и заключено наибольшее количество свободы человека.

Ряд авторов считают, что человечество неизбежно будет заменено более совершенными существами типа киборгов. Но социально-этическая оценка этой возможности у разных авторов различна. Например, К. Уорвик полагает, что пора созывать международный комитет, чтобы утвердить основные правила работы киборгов — своеобразную мораль будущего.

Соответственно, по мере развития информационного общества, у человека появится возможность выбора из трех типов носителей сознания: природного тела, тела киборга, «информотела». По нашему мнению, только тогда, когда человек будет иметь возможность выбора из спектра носителей сознания и набора ниш существования, он начнет обладать подлинной свободой.
[166]

Причем, как нам кажется, дело не просто в выборе, а в степени возможности этого выбора. На втором этапе информационного общества полной свободы быть не может. Наиболее полная свобода выбора будет только у человека постинформационного общества. Человек в будущем, как нам представляется, будет иметь набор тел, на каждое из которых он сможет спроецировать свое сознание. Он сможет переносить свое сознание с одного тела на другое, то есть менять произвольно субстрат своего сознания.

С учетом сказанного можно выделить стадии развития человеческой свободы:

Первая стадия — доинформационное общество и первый этап информационного общества. Это период существования несвободного человека в несвободном мире;

Вторая стадия. Человек в качестве киборга увеличивает количество своей свободы, но ненамного. Увеличение человеком своей свободы идет по двум направлениям: киборгизации и построения ЭВР;

Третья стадия. На этой стадии человек начинает формировать себе в ЭВР другое тело и осваивать ЭВР. Он получает второй, помимо биологического, тип носителя своего сознания — электронный. На этой стадии мир для человека приобретает максимальную «мягкость». Это означает, что человек получает возможность создавать в ЭВР такой мир, общество и такого самого себя, которые он желает в данный момент времени. Кроме того, в отличие от обычного, «жесткого» мира, этот «мягкий» мир ориентирован на человека.

Далее — постинформационное общество. Это общество будет не просто следующей стадией развития человека, а принципиально новой ЭРОЙ развития человечества. В эволюции этого общества будут свои этапы, о которых нам трудно сказать сегодня. Постинформационное общество, по нашей версии, — самый дальний стратегический горизонт, который видим из сегодняшнего дня и к которому может стремиться человечество.

В постинформационном обществе, на наш взгляд, подавляющее большинство людей будет жить в компьютерном виртуальном мире или в виртуальном мире компьютерных сетей. Человек будет свободно выбирать между земной и компьютерной реальностями. Но вероятнее всего, большинство людей, практически все, за исключением крайне незначительного числа, уйдут в ЭВР.
[167]

Идею К. Маркса о грядущей смене «царства» необходимости, в пределах которого пока еще существует человечество, будущим «царством» его свободы можно трактовать, по нашему мнению, применительно лишь к постинформационному обществу. Эта смена означает выход планетной цивилизации на новое место своего постоянного обитания — в виртуальную реальность компьютерных сетей. В этом новом обществе будет, на наш взгляд, новый, принципиально иной, чем в «жестком» мире, уровень взаимодействия свободы и необходимости. Законы диалектики, в том числе диалектики свободы и необходимости, открытые Г. В.Ф. Гегелем в «жестком» мире, нельзя механически переносить в мир ЭВР — это как раз и будет недиалектично. В ЭВР будут действовать новые законы, которые еще предстоит выявить, сформулировать.

Свобода конкретного человека в ЭВР будет зависеть от достигнутого им уровня духовно-нравственного развития. Чем более будет духовно развит человек, тем более он будет становиться свободным, тем более свободно он сможет реализовывать себя, творить мир, соответствующий себе. Таким образом, в мире ЭВР нет никакой анархии и вседозволенности. Если в «жестком» мире свобода определяется объективными законами общества, то в «мягком» мире ЭВР — уровнем духовного развития конкретного субъекта. Эта зависимость является принципиально новым законом ЭВР, которого нет в «жестком» мире. Поэтому идея К. Маркса о будущем «царстве» человеческой свободы действительно утопична, если ее рассматривать в рамках возможностей доинформационного или даже обеих стадий информационного общества, но абсолютно реальна для постинформационного общества.

Можно предложить в аспекте соотношения «мягкого» и «жесткого» мира, «мягкой» и «жесткой» реальностей следующую схему общественного развития.

Доинформационное общество. Оно характеризуется акцентом на внешнее: на внешний природный мир, на внешнее ему общество, на внешнюю для главного содержания человека функцию выживания.

Информационное общество. В его развитии выделяются две стадии. На его второй стадии виртуальный компьютерный мир выступает как конкурент по отношению к внешнему миру, обществу и человеку. [168] Таким образом, между электронно-виртуальным миром и обычной реальностью нет еще гармонии.

Постинформационное общество. В нем достигается гармония между ЭВР и обычной земной реальностью. Эти реальности существуют параллельно и дополняют друг друга.

Обобщая ранее сказанное, можно сделать вывод о том, что в условиях ЭВР человеческая мечта будет иметь возможность влиять на изменение человеческой биологии и человеческой нравственности следующим образом. Во-первых, возникнет возможность улучшить свою биологию и свою нравственность. Также появится возможность сознательно по разным причинам ухудшить свою биологию и нравственно деградировать (чтобы, например, испытать какие-то новые ощущения). Во-вторых, в будущем вероятно формирование совершенно иной биологии, чем классическая человеческая биология, и иной, чем у человека классического, нравственности или возможен вообще отказ от гуманистически-позитивного содержания нравственности по различным причинам, в том числе познавательным, мизантропным и т. д.

Что это означает? Это означает скачок в человеческом развитии по отношению к предыдущему историческому типу — Homo sapiens. Во-первых, человек получает новые возможности самореализации, растет количество его свободы. Появляются варианты выбора дальнейшей эволюции Homo, вплоть до формирования «сверхгомо», «антигомо», «супергомо». Позитивное значение этих возможностей состоит в обогащении человеческой природы, возникновении реальной полноты его существования: полисущностность человека, полинравственность, полибиологичность, полиприродность… В сопоставлении с этой полнотой станет очевидной неполнота, односторонность существования предшествующего, классического типа человека. Соответственно новым способностям колоссально возрастут возможности человека в познании, созидании, изменении себя и мира. Во-вторых, новые возможности могут быть использованы человеком в негативном для себя смысле. Так, ЭВР может способствовать искажению гармонического развития человека. Ранее дисгармоничность проявлялась в недоразвитии его идеальной сферы, сферы мечты. В ходе эволюции на втором этапе информационного общества может возникнуть угроза другой крайности — пренебрежение к реальной биологии [169] и нравственному миру живущего человека, доходящее в различных формах до их неприятия, отторжения. Абсолютизация ЭВР, пристрастие к ней может привести к уходу от реального Homo sapiens и возникновению фантома Homo sapiens.

В подобной ситуации человек потеряет реальную возможность управлять собственным живым телом и попадает в зависимость от того, кто в действительности будет управлять функционированием его организма. Этот некто (или нечто) может использовать данную ситуацию в самых различных целях, в том числе не самых благородных в отношении зависящего от него человека. Нечто подобное может происходить и в отношении внутреннего нравственного мира зависимого человека, на который тоже можно воздействовать каким-либо образом.

Негативный вариант использования возможностей ЭВР приведет к возникновению принципиально нового типа и формы отчуждения психики человека, его нравственного мира и биологии. Такой путь развития человечества — тупиковый, ибо завоевание человечества в виде создания ЭВР может обернуться против человека. Если на реальную нравственность и реальную биологию человека будут смотреть как на нечто подчиненное ЭВР, то на их состояние могут совсем не обращать внимание. Тогда общество в этом плане может сильно деградировать. Следовательно, нельзя доводить отношения между обычной земной реальностью и ЭВР до их противопоставления, которое, в свою очередь, может завершиться их разрывом и, соответственно, смертью Homo sapiens. Нечто подобное описано А. и Б. Стругацкими в романе «Хищные вещи века». Так, пристрастие человека к «слегу» разрушает его как телесно, так и духовно.

Современной науке пока не известны конкретные технические принципы, на основе которых будет построена будущая электронно-виртуальная реальность. Но они наверняка будут открыты. Наша же задача — исследовать этот электронно-виртуальный мир с философских позиций, через анализ возможных изменений человеческой природы.

Одна из функций философии — прогностическая. Поэтому именно сейчас важно выявить возможные варианты изменения человеческой природы в условиях ЭВР, разработать философские модели реализации наиболее оптимального варианта, потому что процесс изменений человека может выйти из-под контроля. ЭВР можно использовать и [170] против человечества. Возможны компьютерные войны одного государства против другого государства, разведка и диверсии. В таком случае электронно-виртуальные сети могут оказаться в руках маньяков. Акты терроризма свидетельствуют о такой возможности. Это может ориентировать эволюцию человечества в разрушительном по отношению к самому себе направлении. Например, с помощью специальных программ можно вызвать сбой в системах наведения ракет, поставить неправильный диагноз больному, можно воспитывать людей в определенном направлении с помощью вирусов.

Человечество пока не вполне понимает, что в случае с ЭВР оно «играет с огнем». Человек, попав в ЭВР, может вести себя как единоличный творец. Он может создавать или разрушать. Больше того, люди, попавшие в ЭВР, могут превратиться в рабов на основе определенных электронных программ. Здесь возможно много вариантов. Уже сейчас большая часть электронных игр насыщена противоборством, убийствами, на которых определенные люди «делают» деньги. Еще большая опасность возникает из-за существования возможности объединения ЭВР с наркотиками. Пока этого объединения, к счастью, нет, но возможность его вполне реальна.

ЭВР, по нашему мнению, входит в число предметов повышенной опасности. Это связано с тем, что ЭВР дает возможность исполнять желания человека. До сих пор такие желания могли выполнять только специфические вещи: наркотики, гипноз и т. д. Однако во всех этих случаях человек оказывался существом, которым манипулируют. На второй стадии развития информационного общества, когда ЭВР будет выступать уже как слуга человека, человек может передоверить ей функцию контроля и управления самим собой, поскольку, живя в ЭВР, человек может устремиться в погоню за все новыми ощущениями. Таким образом, его свобода может превратиться в рабскую зависимость от все более активного поиска новых ощущений, переживаний, то есть в супернаркотик. В этом заключается серьезнейшая опасность ЭВР. Слабые предвозвестники такого состояния можно заметить уже сейчас (некоторые люди уже испытывают такую зависимость).

Опасность заключается в том, что ЭВР в таком случае становится для человека наркотиком. Так же, как наркоман становится придатком наркотика, так и такой человек становится игрушкой ЭВР, придатком ЭВР. [171] Поэтому свобода человека в ЭВР может обернуться превращением его в вещь, которой управляют. Человек такого типа, проводящий все свободное время в ЭВР, перестает интересоваться своими близкими, друзьями, семьей.

Мы подчеркиваем, что если общество не будет осуществлять достаточно «плотный» специфический контроль над ЭВР, причем уже с самого начала ее развития, то ЭВР неизбежно, на наш взгляд, превратится в новый вид наркотика и, более того, возникнет супернаркотическая зависимость людей от нее.

Можно предвидеть два варианта функционирования ЭВР. Первый вариант. ЭВР может быть поставлена на коммерческую основу по принципу: плати за вход в ЭВР и делай там, что хочешь. При этом варианте большинство людей, к сожалению, будет стремиться удовлетворять свои низменные желания. Этот вариант бесперспективен для развития общества. Второй вариант — перспективный. ЭВР будет поставлена на научную основу и использоваться для развития и обогащения человека как разумного существа. Возможность объективировать мечты в ЭВР — это великолепное достижение человечества, но, к сожалению, современное человечество в своей массе морально не готово к такой реализации своих мечтаний.

Если использовать ЭВР на рыночной основе, то наверняка возникнут программы, связанные с мучительством, убийством, отравлением и т. д. Спрос рождает предложение. Собственно, такие программы есть уже сейчас. Любой человек может зайти в интернет-кафе и подключиться к Интернету, купить любую компьютерную игру. Человек уже начинает сталкиваться с самым опасным для его психики явлением — ЭВР. Этот опасный опыт может негативно повлиять на психику конкретного пользователя, вызывая своего рода наркотическую зависимость от ЭВР. Лечить подобную зависимость очень трудно, поскольку сам человек внутренне этого не хочет. Но от такой зависимости, вызывающей негативные сдвиги в психике человека, страдают окружающие его люди, общество в целом.

Вывод один: без развития нравственности человека ЭВР станет техникой удовольствия. ЭВР станет новым вспомогательным телом человека. Можно также сказать, что возникнет новый тип тела — гедонистическое тело. ЭВР — «гедонистическое тело» [172] человеческого сознания, которое может принимать любую форму по желанию субъекта и давать ему любые ощущения удовольствия. Возникнет новый тип гедонизма. О возможности чего-то аналогичного писали А. и Б. Стругацкие в книге «Хищные вещи века».

Как нам представляется, можно выделить следующие типы тела в истории человечества. Первый тип — это физическое тело. Второй тип — техническое «тело». Третий тип — интеллектуальное «тело» — компьютер. Это «тело» интеллектуала. Наконец, еще одно тело — «тело» удовольствия. Чем отличается компьютерное «тело» от технического тела? Техническое «тело» прежде всего связано с преобразованием природы. Им может быть, например, экскаватор. Компьютер же занимается решением проблем. «Тело» удовольствия отличается от интеллектуального «тела» тем, что человек получает не информацию, а удовольствие. Все другие функции могут исчезнуть, если человек будет стремиться только к удовольствию. Как показывает исторический опыт, многие государства погибли именно потому, что их руководящая верхушка все более отдавалась развлечениям, фактически подчинив этой задаче все другие функции управления государством.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий