Непрерывный континуум сознания как основа для философствования

То, что я обдумываю, обдумывается не мною одним.

Ж. Батай

[267]

«В основе каждого существа лежит принцип недостаточности…» Действительно, чтобы быть существом, нужно вести себя как существо, то есть соответствовать идее существа. Другими словами, чтобы быть существом, нужно принадлежать к сообществу существ, обладать одним «мегасознанием». Естественно, чтобы быть, например, человеком, необходимо обладать человеческим сознанием. Что это такое? Для ответа на этот вопрос нам понадобится объяснить явление, которое мы назовем «непрерывным континуумом сознания». Это понятие, в сущности, есть сокращенный вариант понятия, предложенного М.К. Мамардашвили в 1983 году. В книге, вышедшей в 1982 году Мамардашвили и Пятигорский вплотную подошли к тому феномену, которому дал имя Мамардашвили. «Расположение сознания и его образований, — пишет он, — мы должны представлять в измерении, которое я и назвал неразделимым континуумом «бытия-сознания», как общую (совместную) основу причинных пространственно-временных терминов и терминов сознательных смыслов построения наших рассуждений о событиях и процессах». Зачем понадобилось менять выражение, предложенное М. Мамардашвили? — Дело в том, что это выражение слишком громостко, кроме этого, он не прижилось в таком виде, и к тому же, нам думается, что обозначенный континуум есть все-таки достояние сознания в большей мере. Конечно, явления бытия преобразуются в явления сознания, а значит, этот континуум, это напряженное поле расположено между бытием и сознанием (об этом говорит и М.К. Мамардашвили). Однако, он влияет на бытие опосредованно — через сознание, а на сознание — непосредственно. В принципе можно сказать, что этот континуум и есть сознание с одной лишь оговоркой — сознание не исчерпывается этим континуумом, он, если так можно выразиться, элемент общественного сознания. Он тождественен культуре, духовной культуре. Материальная культура — олицетворение тех идей, которые «носятся в воздухе», иначе говоря, которые составляют непрерывный континуум сознания. Он является контекстом для возникновения тех или иных феноменов культуры. Культурность же есть степень вхождения в непрерывный континуум сознания. Проверкой степени вхождения непрерывный континуум сознания служит остроумие.

В непрерывном континууме сознания существуют знаки, символы, язык (его идеальная часть, т. е. то, что обозначается словами), смысл, идеи — одни для какой-то общности людей (народа, группы). Он является основой для понимания людьми друг друга, для диалога. Непрерывный континуум [268] сознания есть осуществление формы Я-Ты. Каждая общность людей вырабатывает свой непрерывный континуум сознания. Именно на нем она и строится. Есть, кстати, свой непрерывный континуум сознания и у занимающихся философией. Именно для создания непрерывного континуума сознания философов и служит обязательный курс истории философии. Первым, кстати, кто заговорил о непрерывном континууме сознания, правда, неосознанно, естественно, не называя его так, и, скорее, в силу языка, который использовался, но все-таки… — был Аристотель в «Поэтике». Слово mimesis, переводимое обычно как «подражание», на мой взгляд, лучше переводить в данном случае как «отражение-в-себя-внешнего». Вся теория искусства у Аристотеля строится на этом слове (mimesis), поэтому от того, как его перевести, зависит очень многое. Искусство у Аристотеля, как можно понять по контексту, — измененная форма окружающего мира. В процессе становления искусством (имманенцией) происходят некоторые изменения в трансцендентном. То, что изменяется, уже не является трансцендентным, но и еще не стало имманентным. Процесс отражения — процесс, который накладывает на отражаемое все отпечатки, которые только есть у отражающего, включая отпечатки ступней, пальцев, структуру ДНК, расположение шрамов и т. д. Отражается только то, что отражающего окружает. Ничего другого он и придумать себе не в силах. Но отражается, как мы уже упоминали, в измененном виде. Таким образом, искусство — запись некоторого контекста жизни живущего, запись самой жизни, запись непрерывного континуума сознания.

Непрерывный континуум сознания проявляет себя через речь, по преимуществу. Он «отражается» в человеке и действует уже помимо его воли, впрочем, «отражается» он тоже без воли человека. Об этом писал Аристотель, но применительно только к речи: «То, что заключается в речи, должно воспроизводиться говорящим лицом и происходить помимо самой речи». Именно этот принцип лежит в основе автоматического письма. Автоматическое письмо выявляет степень влияния на пишущего субъекта непрерывного континуума сознания. Автоматическое письмо — своеобразный отпечаток. В пределах непрерывного континуума сознания только и возможно цитирование. Цитата как ярлык позволяет не приводить весь контекст, из которого эта цитата была взята, но этот контекст вспоминается сам. «Кроме цитат, нам уже ничего не осталось, наш язык — система цитат».

Обучение — вхождение в новый континуум сознания, т. е. вхождение в новое сообщество. Если кто-то и думает, что, занимаясь исследованиями в какой-нибудь науке, он открывает нечто новое, то он ошибается. Он, не осознавая того, всего лишь новый миф создает, причем создает его из осколков старых мифов.

Непрерывный континуум сознания позволяет быть миру в сущности текстуальным (читабельным), сам являясь текстом. Текст, обладая виртуальной природой, содержит в себе несчетное множество «двойников» реальности. [269] Каждый читатель находит в тексте своего «двойника», выстраивая на основе текста свой мир. Этот мир будет изменяться с каждым мгновением, поскольку меняется сам человек. Поэтому, нельзя взять и состояние-мира-в-один-миг сделать вообще-состоянием-мира. Непрерывный континуум сознания таким образом можно определить как поле смертей-перерождений состояний мира. Реальность закрыта. Толкование реальности — это всего лишь выход в виртуальную реальность. В некоторых философских концепциях «реальность» соответствует понятию «жизнь» или «повседневность». Естественно, жизнь не совсем то же, что повседневность, но это явно однополюсные понятия. На другом полюсе стоит толкование этих явлений, т. е. виртуальность. Реальность — потенция виртуальности, ее основа. Но эта схема не обратима. Виртуальность вовсе не является в-себе-реальностью. Она не может быть основой для разворачивания реальности, но может служить основой для разворачивания другой виртуальности. Таким образом, виртуальность может удваиваться сколько угодно раз, но реальность всегда одна и ее сущность — это ее наличие. Все толкующие о реальности, в том числе и философы, к сожалению, выброшены из реальности в виртуальность. Сам текст, стоит отметить, тоже является принадлежащим к реальности, в силу его наличия, а вот все толкования (чтения) текста и, более того, все манипуляции с ним отправляют манипулятора в полет по полю виртуальности, они выбрасывают его в бескрайность виртуальности, тем самым манипулятор теряет текст и, более того, теряет себя. Бескрайность отнимает у него самость. Он расплескивает себя в бескрайней виртуальной реальности. Эти брызги его самости создают новых «двойников» реальности. «Двойников» в кавычках, поскольку это не точно такие же реальности, а всего лишь копии очень близкие к оригиналу. Реальность содержит в себе все богатство вариаций на тему реальности. Но самое важное в том, что вся виртуальность, содержа бесконечность, все-таки не может выходить за рамки непрерывного континуума сознания. Любая фантазия (фантастика) — отражение реальности, ее «двойник», а вернее сказать отражение непрерывного континуума сознания, который содержит в себе не только всю виртуальность, но и правила высказываний. Или говоря словами Фуко, не только означаемое, но и означающего. Непрерывный континуум сознания образован таким образом «из въдения и говорения, из зримого и выразимого, из пространств видимости и полей читабельности».

Поскольку каждый человек, без исключений, включен в систему непрерывных континуумов сознания, поскольку все действия каждого человека и, более того, все мысли детерминированы этой системой пересечений непрерывных континуумов сознания, то можно подумать, что это не приемлет идею о неповторимости, об исключительности каждого человека, каждой личности. Однако на самом деле все совсем наоборот, [270] каждый человек неповторим, исключителен именно из-за того, что в каждом человеке пересекаются совершенно разные континуумы, и именно эта неповторимость пересечений и создает неповторимость личности, неповторимость индивидуального сознания. Именно эта неповторимость и делает человека одиноким. Он устанавливает связь Я-Ты с принадлежащим к тому же непрерывному континууму сознания, устанавливает такую же связь с принадлежащим к другому его непрерывному сознанию, так же и с третьим, и с четвертым, и с… ым, но вся проблема в том, что ни один из этих Ты не может стать полноценным Ты, т. е. слиться с Я, как это возможно в архаических культурах, в мифологическом сознании (Мы), где единство непрерывного континуума сознания обеспечивает единство желаний, действий, мыслей.

Все, что мы говорили о непрерывном континууме сознания, безусловно наличествует. Именно эта безусловность обеспечивает этой наличности нераскрытость, эта безусловность обеспечивает постоянное ускользание данного феномена от взгляда. Легче всего сказать, что непрерывный континуум сознания всеобъемлющ вместо того, чтобы очертить его границы, хотя бы даже самые размытые, или хотя бы какие-нибудь, ибо квантор всеобщности делает явление абстрактным, пустым, тем самым лишая его возможности наличествовать. С другой стороны, наличие непрерывного континуума сознания чувствуется постоянно, следовательно, наличествуя, непрерывный континуум сознания (система непрерывных континуумов сознания) обладает некоторыми границами, т. е. определенностью. Кстати, рассмотрение/усмотрение этих границ и позволяет определить сам феномен. Другими словами, рассмотрение маргинальностей непрерывного континуума сознания позволяет определить сам непрерывный континуум сознания.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий