В философии Индии проблема свободы и необходимости занимает едва ли не центральное место. В различных индийских философских школах можно обнаружить целый спектр подходов к этой проблеме (онтологический, этический, аксеологический). В настоящей работе мы рассмотрим особенности подхода к этой проблеме, содержащегося в «Бхагавад-гите». Обращение к «Бхагавад-гите» представляется вполне закономерным, по следующим причинам. С одной стороны, «Бхагавад-гита» является одним из основных классических текстов, на который опираются представители крупнейших философских школ, с другой стороны, она содержит основные выводы важнейших ведических произведений («Упанишады», «Веданта-сутра» и др.). Особенность «Бхагавад-гиты» состоит в сбалансированности и органической целостности рассмотрения теоретико-философских и конкретно-жизненных вопросов.
Здесь мы затронем один из аспектов этой проблемы, а именно учение о модусах материальной природы, которое в «Бхагавад-гите» занимает довольно большой объем. В «Бхагавад-гите» выделено три универсальных качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Эти качества рассматриваются не просто как феноменологические, но как субстанциональные. С функциональной точки зрения эти модусы можно рассматривать как три основных цвета, которые, будучи смешанными в различных пропорциях, дают бесчисленное многообразие феноменальных форм. Все модусы или гуны (санскр.: качество, веревка) обусловливают и связывают живое существо. Тем самым все они ограничивают свободу, хотя и в разной степени: сильнее всего — модус невежества, менее других — модус благости. Такой критерий упорядочивания модусов естественен для «Бхагавад-гиты», в значительной мере посвященной рассмотрению категории обусловленности. Интересно, что по критерию счастья порядок оказывается противоположным, то есть согласно учению о модусах свобода и счастье взаимосвязаны. Подчеркнем коренное отличие данного подхода от мировоззрения, ставящего превыше всего модус страсти (креативность, пассионарность).
Модусы описываются как непреодолимые, причем это свойство подчеркивается неоднократно. Однако они подвижны, все время переливаются и мерцают. Модусы благости и невежества относительно устойчивы, страсть же потенциально неустойчива: каждый модус обеспечивает собственное воспроизводство и одновременно порождает два другие. Изменения модусов природы [260] с течением времени позволяет человеку выбирать направление своей жизни, используя благоприятные условия.
Описание в терминах трех модусов относительно и зависит от выбора начала отсчета. Принимая за начало свое реальное положение, человек может анализировать и выбирать варианты деятельности, усиливающие тот или иной модус. Его свобода реализуется через этот тройственный выбор (кубическое дерево выбора имеется, например, в авестийской традиции: верхний, средний и нижний путь). Это не противоречит этике бинарного выбора (добро-зло) ввиду особенностей модуса страсти. В «Бхагавад-гите» рассматривается также двоичный выбор и выбор из большего списка.
Модусы своеобразно окрашивают видение и понимание живого существа, чем затрудняют свободный выбор. Поэтому в «Бхагавад-гите» дано методическое пособие для самостоятельного анализа — детальное описание признаков этих модусов, а также описаны признаки человека, обладающего знанием, свободного и способного помочь другим реализовать их свободу.
Выше мы описывали некий абстрактный уровень бытия, но существует иерархия взаимодействующих уровней, каждый из которых окрашен модусами.
Итак, «Бхагавад-гита» предлагает учение о трех модусах, позволяющее адекватно описывать материальную природу и эффективно взаимодействовать с ней; и с помощью знания превращать существующие материальные ограничения в условия реализации свободы. Дается алгоритм оптимального поведения по критериям свободы и счастья. Человек может утвердиться в модусе благости, достичь некоторого (колоссального в сравнении с модусами страсти и невежества) счастья и ослабить принуждение со стороны модусов. И только модус благости позволяет получить знание об источнике модусов и о способе преодолеть обусловленность. Это знание о трансцендентном (по отношению к модусам природы) бытии живого существа составляет центральную тему «Бхагавад-гиты».
Добавить комментарий