Виртуальное пространство как проект и как состояние сознания

[99]

После введения термина «виртуальное пространство» в современной культуре возникла своеобразная оппозиция реалистическому отражению действительности. Если обратиться к словарю иностранных слов, то он переводит виртуальное как измененное. Вместе с тем, любое художественное отражение предполагает не прямое, а некоторое тенденциозное видение и его выражение. При этом можно, если речь идет о пространстве как среде обитания, выделить особые формы проектного видения, присущие профессионалам архитектором, дизайнерам, у которых воля чувства и разум объединены в синтезе.

Такие проявления синтеза, порождающие новое в пространстве культуры, могут быть значимы лишь в том случае, если проектный синтез не пустая забава, не извращение, а прогнозирование пока еще не реализованного будущего.

Для уяснения смысла виртуального пространства можно вспомнить святочные гадания с зеркалами и свечой, которые имели в России широкое распространение, и отметить небезопасность путешествий в измененные состояния пространства, связанные с изменением состояния сознания.

70-е годы XX века показали, что у пространства мечты тоже есть свои разумные пределы. Отрыв от реальности предопределяет кризисные состояния в общественном развитии так же, как и в экологии (в среде обитания человека, в ландшафте).

В связи с этим можно отметить и необходимость разумной меры в отношениях между реальным и виртуальным, так как неверный, необоснованный прогноз может исполниться с точностью «до наоборот». Именно в этом смысле принцип Оккама гласит, что не следует множить сущности сверх необходимого. Кстати, Ислам запрещает изображение живых существ, предполагая, что рисункам при этом необходимо дать подобие души. Неслучайно иконы в христианстве не пишутся без поста и благословения. Случаи несоблюдения установлений ведут к вызову бесов. Нечто подобное описано и в ламаизме у прошедшей посвящение Девид Нэл. [100] Ей были показаны монахи, находящиеся во власти демонов. Известны мистерии и испытания, связанные с подготовкой юношей и девушек в школе Пифагора в Древней Греции, миф об Орфее, Круги Ада Данте и повествование о Фаусте. Эти примеры показывают небезопасность искушений, исходящих их соблазнов путешествия в измененные пространства и состояния сознания.

Вместе с тем можно только сожалеть, что особые виды психологической подготовки по преодолению искушений и соблазнов не практикуется в образовании (за исключением духовного) и, вероятно, это проблема должна быть поставлена в наше непростое и суровое время.

Добавить комментарий