В замечательном рассказе Жан-Поля Сартра «Детство хозяина» с философской и с психоаналитической сторон представлена история становления и формирования Люсьена Флерье, наполненная ёмкими описаниями его восприятия мира и окружающих на всех этапах превращения маленького мальчика в молодого мужчину, превращения наследника предприятия отца в хозяина этого предприятия и, наконец, превращение в хозяина собственной жизни, в «имеющего право». Не случайно в заголовке уже фигурирует слово «хозяин», словно уже заранее известно, кем вырастет Люсьен. Рассказ выступает предысторией становления субъекта. Он ищет себя, а жизнь «подкидывает» ему новых людей, место рядом с которыми Люсьен пробует занять, и новые ситуации, частью которых он пытается стать.
Эта небольшая работа Сартра без прикрас повествует о том, что испытывал каждый из нас на пути взросления, с чем сталкивался и что преодолевал. То, что обычно вытесняется нами, здесь, в рассказе происходит и описывается как само собой разумеющееся, вызывая у читателя толику смущения, а может быть и возмущения, и даже отвращения. Нельзя не обратить внимание на психоаналитический дискурс, которым проникнут весь рассказ. Переживание Эдипова комплекса, который ставит перед мальчиком вопросы, связанные с полом, сексуальностью и идентичностью, вытекающие в видение матери объектом желания. Затем закономерное увлечение психоанализом Фрейда для самопознания, а также знакомство с эпатажным сюрреалистом и проводником в мир психоанализа Бержером, связь с которым приобретает гомосексуальный характер, что переворачивает мир Люсьена и навсегда отбивает его интерес к психоанализу. Этот рассказ о комплексах, о тревоге, о желании и о выборе, словом обо всём, что имеет отношение к человеку и его истории.
Внимание читателя привлечено с первых строк: маленький мальчик Люсьен, одетый как девочка, вызывает явное умиление у собравшихся гостей в доме. И вот перед нами первый важнейший вопрос в жизни ребёнка: «Кто я такой?» Вопрос различия полов и гендерной идентичности. «Он уже сомневается в том, что он не девочка: многие взрослые называли его «мадемуазель»…Как бы люди не решили вдруг, что он больше не мальчик… ».Надо сказать, вопросы полового различия занимают ребёнка в 2-3 года, но что касается одежды, то на протяжении нескольких веков представление о теле ребенка и его одежде менялось. До самого XVIII века мальчики и девочки одевались одинаково, не было ничего удивительного в том, чтобы нарядить мальчика в платьице. Раньше это было обычной культурной практикой, но теперь речь идет о XX веке и, казалось бы, неустойчивость в представлении о собственной половой принадлежности может послужить развитию тревоги и невроза, но Люсьена это не беспокоит. Тревожится он о другом: сделает ли его девочкой тот факт, что его переодевают в платье и обращаются к нему как к мадемуазели, хотя это отношение к Люсьену в обществе и расщепляет его. В течение всего рассказа, за исключением нескольких случаев, Люсьен никогда не боролся с властью Отца, и это даёт нам право утверждать, что уже в начале работы становится понятно, чем закончится рассказ, по крайней мере, в символическом пространстве, и Другой признает Люсьена в качестве хозяина.
Рассматривая сюжет, связанный с Бержером и Люсьеном, надо сказать, что этот сюжет, как часть развивающейся линейно истории субъекта, испытывает воздействие прошлого на настоящее. Мы наблюдаем то, что Фрейд концептуализировал как последействие . Эффект последействия заключается в том, что субъект опосля понимает, что для него травма. Гомосексуальная связь с Бержером подпитывает тревогу и выстраивает цепочку означающих, ассоциаций, которая отсылает его к переодеванию в детстве. Субъект пребывает в сокровищнице означающих, и Отец задаёт их порядок. Отец выступает в роли Другого, посредством чего говорит юный субъект. Материнский объект, Бержер, окружающие: все эти означающие не структурированы в нём до тех пор, пока он не встречается с реальностью – не оказывается в постели с Бержером . В этой сцене проявляется его желание в отношении друга, ведь Люсьен отдаёт себе отчёт в своих действиях, но его влечёт желание Другого. Он ищет признание со стороны Другого, движется к идентификации с Отцом, к тому, когда он поймёт своё желание, ведь оно у него есть, но Люсьен его не знает. Тревога является причиной того, что он не получает признания от Другого, ведь Другой всегда довлеет над ним. «Когда я умру,— сказал господин Флерье,— ты должен будешь быстро взять на себя все управление заводом ». Люсьен должен быть хозяином, а хозяину не следует вступать в сексуальную связь с мужчинами.
Вопрос желания это психоаналитический вопрос, который раскрывается в этом рассказе. Мы видим молодого человека с неразрешенным Эдипальным конфликтом, который пытается понять своё желание, признать Отца и избавиться от тревоги через кастрацию. Ведь что значит признать Отца? Признать Отца значит проиграть ему, кастрировать себя. На протяжении всего рассказа Люсьен сопротивляется отцу, ищет свой собственный путь, действует согласно своим собственным представлениям и идеалам, но не находит в этом признания, хотя и получает одобрение от собственного отца делать всё, что захочется. Люсьен запрещает себе вступать в сексуальные отношения со служанкой в их доме, ведь это будет значить, что он не хозяин; отношения с девушкой Мод Люсьен также прекращает, запрещает себе, «Мод – ведь она для всех, сегодня моя, завтра кого-то другого, во всем этом нет никакого смысла ». «Простушка без возраста» Мод недостойная партия для сына хозяина.
«Кто же я? Я смотрю на письменный стол, вижу тетрадь. Меня зовут Люсьен Флерье, но это всего лишь имя. Зазнаюсь я или не зазнаюсь. Не знаю, это не имеет смысла. Я хороший ученик. Нет, я им прикидываюсь: хороший ученик любит работать, а я нет. У меня хорошие отметки, но работать я не люблю. Не то чтоб я ненавидел работу, нет, мне на нее наплевать. Мне на все наплевать. Я никогда не стану хозяином». Он подумал со страхом: «Но кем же я стану?» Эта дилемма в конце концов разрешается тогда, когда Люсьену предлагают подписать петицию «против жидов из Высшей нормальной школы», которая впоследствии появилась в парижской газете . Новое окружение и поступки характеризуют его по другому, а затем в руки ему попадает книга «Лишенные почв». С каким недоверием открывает книгу Люсьен! Ведь сколько их он уже прочёл, сколько раз он обращался к книге, вопрошал её, на страницах каждой книги он искал себя, но любой встреченный им образ ускользал. Это был не он. Задаваясь вопросами о трансцендентном, о собственном существовании Люсьен не получал ответа, а лишь убеждался в собственной слабости, порочности, неустойчивости. «Там, где я искал себя, я и не мог бы себя найти », - осознает он. «Лишенные почв» Барреса изменили взгляд Люсьена на действительность и на себя. «Баррес рассказывал о молодых людях, которые не были абстрактными деклассированными личностями, они не были больными… ». «Гнусному и похотливому чудовищу» Фрейду Люсьен предпочёл «пропитанное деревенскими запахами бессознательное, которое дарил ему Баррес». Психология и психоанализ оказались для него «ребяческими забавами», ведь на самом деле существует что то более важное, то, что детерминирует собственную жизнь лучше Эдипова комплекса, смятения и исканий себя, и это его земля, Фероль, местечко, в котором он вырос и которое стало его историей. Захлестнувшие тоска и ностальгия по родине принесли облегчение Люсьену, ведь он только что понял своё желание. «Я всегда ненавидел Париж», - с чувством думал он, а Фероль подпитал бы его, дал бы силу, чтобы стать хозяином.
С осознанием своего желания приходит и долгожданное признание. Очарованный братством «королевских молодчиков», Люсьен испытывает желание стать его частью, объединиться с ним. Среди них он снискал уважение и доброжелательный приём, и, вместе с тем, почувствовал себя ответственным за будущее Франции. Перед нами теперь не занятый самосозерцанием и попытками заглянуть в себя Люсьен, но тот, о ком говорят, тот, кто отражается в глазах других, в глазах будущих рабочих и подмастерье на предприятии отца, в наследство которого Люсьен непременно вступит однажды. Вопрос о смысле его существования мгновенно разрешается: «Я существую, потому что имею право существовать ».
В тот момент, когда Люсьен осознаёт своё желание, только тогда он понимает, что отец был прав. На протяжении всего рассказа главный герой движется к своему желанию, а вместе с тем и к кастрации. Он должен стать хозяином, и эта мысль преследует его всегда, однако Люсьен не может определиться, он борется с Отцом, но лишь в конце понимает, что Отца не превзойти, он всегда прав. И только тогда Люсьен понимает, кто говорит за него – за него говорит его отец, а то место, которое занимает символический Отец, заполняется его реальным отцом, и всё становится на свои места. Осознав свою значимость и испытав к себе уважение, Люсьен выходит из детства, он повзрослел и готов стать хозяином.
Не лишним будет упомянуть о биографических особенностях Сартра и Люсьена, оба они оказались вовлечены в политическое поле, но своего героя Сартр, сам участник Сопротивления, изобразил по ту сторону баррикад. Тем не менее, персонаж Сартра, несмотря на его заявленную противоположность автору, наделён Сартром этичными, с точки зрения психоанализа, поступками, ведь Люсьен в конце концов не предаёт своё желание и не противоречит ему .
Добавить комментарий