Явление готического стиля в русском культурном пространстве неординарно и многозначно. Существуют мнения, что готики в том смысле, который она имела в западноевропейской культуре, в русском Средневековье не существовало — это феномен западноевропейской цивилизации, зародившийся в XII веке и не исчезнувший в некоторых европейских странах вплоть до Нового времени. Необходимо все же отметить, что хотя Русское государство в Средние века считалось оторванным от всего западноевропейского культурного процесса, контакты с Европой существовали, так, например, в древнерусском зодчестве появились мотивы, схожие внешне с готическими, элементы, частично заимствованные из стилистики экстерьера западноевропейского средневекового собора.
Одной из характерных особенностей готической эпохи в Западной Европе была ее двойственность: в ее культуре тесно переплетались «стихийный» мистический иррационализм и «пропасть» рационализма (О. Мандельштам). Готика таит в себе противоречие, являясь одновременно и рационалистической и мистической культурой. В средневековом готическом соборе во время богослужения, осуществляющегося словно под покровительством самого Господа, человек переживал сильное эмоциональное потрясение, находясь в особом готическом пространстве: его устремленность ввысь, подчеркнутая уносящимися вверх колоннами, «волшебный» свет, льющийся через огромное количество разноцветных стекол, религиозный обряд, включавший в себя музыку и элементы театрализованного действия, а также внешний вид служащих церкви производил неизгладимое впечатление. Человек погружался как бы во «вторую» реальность, становясь ближе к Богу. Готическое мировоззрение было основано на мистическом озарении внутри храма, которое происходит во время «единения» души верующего с Богом.
Это представлялось своеобразной средневековой виртуальной реальностью, образующей как бы «вторую» реальность, оказавшись в которой, человек начинает жить «другой» жизнью, переживая необычайные «ощущения», приближаясь к сокровенному. Он оказывается в сакрализованном пространстве, которое воздействует на него, и на которое он сам может воздействовать.
Взаимодействие и взаимопроникновение различных пространств и времен лежит в основе диалога культур. Если в начале XVIII века русская культура активно знакомится западноевропейским культурным процессом этого времени, то в конце века в эпоху романтизма она пытается погрузиться в иное культурное пространство, обращаясь к средневековому наследию Западной Европы в его готическом варианте. Происходит непосредственное обращение к готическому стилю и привнесение готических идей на русскую почву. Этот процесс происходил в русле романтического ретроспективного [185] обращения к прошлому, поиска идеала в эпохе Средневековья и выражался прежде всего в искусстве архитектуры.
Русская архитектура конца XVIII — начала XIX вв. является отражением эпохи расцвета российской государственности. В системе ценностей, определивших особенности архитектуры данного периода лежат представления о силе монархического строя, незыблемости существующего имперского порядка, о дворянстве как ведущем сословии. Их выражением становится прославление Отечества и Императора, выраженные в искусстве стилем классицизм. Господство классицизма как высшего отражения государственной власти не могло не породить оппозиционные движения в искусстве. Российская культура незамедлительно «подхватило» тенденции сентиментализма, а затем и романтизма, ставшие «модными» в Европе. Романтизм и был причиной возникновения в архитектуре первого оппозиционного течения классицистическому строю — стиля неоготики. Она стала в России первым неостилем и явилась предзнаменованием эклектики в архитектуре XIX века, в которой культуры различных эпох считались равноценными и не отдавалось предпочтения стилистике какого-то одного времени, что получило отражение в историзме мышления.
Необходимо уточнить использование терминов, характеризующих первый русский неостиль. В ряде исследований термины «псевдоготика» и «неоготика» употребляются как синонимы, что с нашей точки зрения неправомерно, более убедительно представляется следующее их применение: термин «псевдоготика» характеризует заимствование, в основном, декоративных элементов готического стиля, что относится к готическим тенденциям XVIII века, тогда как понятие «неоготика» определяет стремление возродить конструктивные особенности готики и использовать ее основной принцип: органическое стилевое единство экстерьера и интерьера — так называют постройки XIX столетия.
Необходимо отметить, что в русской неоготике существовало два направления, представленные Петербургской и Московской школами. Петербургская неоготика ориентировалась на западные образцы готики и неоготики, в Московской — преобладали элементы древнерусской архитектуры, схожие с готическими по внешним признакам.
Специфика русской псевдоготики XVIII столетия — первого периода неостиля — заключается и в том, что строили здания в «готическом духе» те же архитекторы, которые возводили грандиозные классицистические ансамбли и заказчики были те же: члены царской семьи и богатые дворяне, стремящиеся не отставать от западноевропейской «моды», это, в частности, обусловило смешение обьемно-планировочной системы классицизма с декоративными элементами средневековой готики. Готика выступала преимущественно романтической декорацией, воздвигаемой в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха царственных особ.
Второй этап — неоготика XIX столетия опирается уже на историческую и научную основу и связана с распространением историзма. Архитекторы [186] пытаются более достоверно передать формы средневековой готики, исследовав прототипы, но опять часто за основу берутся лишь внешние особенности, пространство как бы изображается, а не строится. Но тенденции готического стиля начинают распространяться шире: появляются определенные ощущения готического пространства, что нашло выражение в оформлении интерьера и заполнении его различными готическими элементами, оформление его, например, прорезными ширмами, спинками стульев, резными стенами, предпринимается попытка «погрузиться» в готическую старину, прочувствовать ее атмосферу, «поиграть» временем и пространством. Само явление неостилей — это не только расширение культурного пространства, но и столкновение различных времен, диалог культур. Это было романтическое стремление создать «вторую» реальность, обращаясь к средневековой «виртуальности».
Эти тенденции были предпосылками, подготавливающими пространственные идеи модерна, который ближе всего подошел к пространственно-пластическим особенностям средневековой готики.
Романтический предмодерн и модерн совместили достижения научной мысли и техники конца XIX — начала XX вв. с формами готики, конструктивную систему которой можно сравнить с металлическими конструкциями указанного периода. Здесь уже учитывается пространственный аспект, появляется попытка передать готическое пространство, опираясь на понимание его в Средние века, применяя на практике идею синтеза искусств, но средневековый стиль воспринимается с научной точки зрения, как хорошо продуманная архитектура. Вместе с тем возрождаемая готика не несет того символического значения как в Средние века.
Русская неоготика, прошедшая длинный путь развития — от декорации в парках царских резиденций до зданий с пониманием конструктивных особенностей средневековой готики — это, в основном, заимствование отдельных элементов стиля Средневековья. Католические и лютеранские церкви в России были как правило декоративными, небольшими по размеру, при строительстве их руководствовались не канонической символикой готических построек, а скорее вторичной ассоциативной связью с католической или лютеранской верой и принципом «умного выбора» эклектики. Декор усадеб, руин и, позднее, общественных зданий не обладал средневековой сакральной смысловой нагрузкой.
Феномен неоготики в русской культуре не ограничивается памятниками архитектуры, она проявилась и в других видах искусства, например, литературе и театре, а также в стилистике интерьера дворцов и усадеб царской семьи и дворянства с их склонностью к театрализации быта.
Добавить комментарий