Религия или философия - фактор развития духовности общества

[38]

Рационализация нашей общественной жизни, нацеленная на идеал осуществления гражданского общества, вызывает необходимость поиска новых оснований человеческой идентификации, до сегодняшнего дня воплощавшейся в виде [39] национального государства, воспринимавшегося в виде естественного центра солидарности и лояльности граждан.

Следствием глобализации и сопутствующих ей процессов является необходимость переосмысления статуса национального государства, национальной культуры и их значения для реализации личностного начала.

Национальное своеобразие может оставаться духовной ценностью, которое своей оригинальностью, неповторимостью привлекает внимание, но всякая культура, будучи национальной по форме возникает в результате смыслополагания и смыслопостигающей (практической) деятельности человека имеющей историческое толкование и в силу этого подвергающееся рационализации, то есть замене внутренней, основанной на чувстве приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса.

Господство науки в современном обществе означает все большую рационализацию общества. Производство, управление, быт — организованные на научной основе, есть рационализация и универсализация общественной жизни.

Развитие культуры, цивилизации все меньше соответствует природе человека, что вызывает социальный невроз и перед современным обществом встает проблема разрешения данного противоречия, которое оно в состоянии осуществить изменением условий человеческого развития таким образом, чтобы они соответствовали потребностям человека. В этом смысле «человек любой культуры всегда является проявлением человеческой природы, определяемой, однако, социальными условиями, в которых он живет» 1.

Познание и преобразование мира на основе знания помогает изменить себя и человеку в его стремлении определить свое место в жизни.

Советский период характеризовался требованием государства внедрять научный подход во всех сферах деятельности и в общем казалось, что это требование не только отвечало потребностям общества, но к нему были готовы и сами люди — овладение знаниями, связь обучения и воспитания с повседневным трудом были нормой жизнедеятельности человека, определявшейся обществом.

Эта традиция сохранилась в тенденции последнего времени — ориентации людей на содержательный труд. Хотя в силу изменения социально-экономических условий последних лет наблюдается [40] возросшая потребность у разных групп населения в высокооплачиваемом труде в ущерб содержательности.

Невозможность регулировать эту потребность порождает неудовлетворенность у человека, которая сказывается на его мироощущении. Возросший уровень потребностей людей в советский период в содержательном проведении свободного времени реализуется только у людей материально обеспеченных, соответственно у малооплачиваемой категории людей эта потребность не находит удовлетворения, что провоцирует на поиски доступных способов удовлетворения духовных потребностей.

Расслоение общества в экономическом смысле создает основу для расслоения людей в духовном плане — по способу удовлетворения духовных потребностей: одним доступно образование, содержательный труд, досуг; другим — универсальное средство религиозного утешения, чем объясняется возросший интерес к религии у наиболее обездоленной части населения нашего региона. Здесь действует обратная связь: личность формируется благодаря потребностям человека, именно они рождают мысли и чувства, приводящие к выработке цели и выбору средств ее осуществления. Знания и убеждения определяют направление движения потребностей и сами испытывают на себе их обратное влияние.

Рост образования безусловно приводит к развитию материальных и духовных потребностей. Важно видеть влияние роста образования на все стороны жизни человека в общественной жизни: повышение общественно-политической активности, содержательность свободного времени, рост научного творчества и снижение уровня преступности, пьянства, религиозности. И обратно с повышением уровня квалификации, содержательности профессии растет и уровень образования. То есть очевидно влияние возросшего образовательного уровня на духовную жизнь молодежи, на развитие диапазона духовных потребностей и интересов. Отмечается также воздействие образования на такие важные стороны духовной жизни как профессиональная ориентация и жизненные планы людей, эстетическое развитие, структура досуга.

Самые высокие цели могут не выполняться, если человек ясно не представляет объекта своего действия, то есть человек должен составить объективное представление о сущности объекта — обладать знанием, широко представленном в его мировоззрении, которое по своему назначению призвано помочь человеку ориентироваться в любых условиях.
[41]

Эта ситуация ставит с особой остротой проблему соотношения научного мировоззрения и обыденного сознания. Последнее исторически безусловно развиваясь составляет наряду с научной картиной мира обыденное мировоззрение в содержании которого привычно присутствуют суеверия, заблуждения, вера наряду с постоянной ассимиляцией обыденным сознанием результатов научного познания, что позволяет ему отражать сущность окружающего мира в возрастающей степени адекватности. Живучесть архаических элементов обыденного сознания объясняется тем, что обыденное сознание отражает действительность намного шире и многообразнее, чем наука, так как ее возможности исторически бывают ограничены, а перед человеком в обществе всегда возникают вопросы на которые наука не в состоянии ответить, и ответ дается на основе здравого смысла и имеющейся на данный момент в обществе системы ценностей. Ассимилируя научные знания, имеющие практическое значение, обыденное сознание тем самым повышает общий уровень общественного сознания в обществе.

С другой стороны, представление о религиозности как естественном и духовном свойстве человека присуще обыденному сознанию. Оно активно поддерживалось теологами и активно распространялось в течение многих веков, одновременно широкое распространение получило мнение, что «религиозность» и «нравственность» одно и то же. Обновление религии сегодня в основном сводится по сути к усилению в ней этических элементов. Подобная тенденция отождествления духовного только с религиозным содержанием наблюдается в сфере не только обыденного сознания, но активно представлена в политическом, правовом сознании, в искусстве и литературе с момента Перестройки.

Данные наук свидетельствуют об обратном. Нравственные нормы, регулирующие труд, прием определенной пищи, сексуальные отношения и т.д., возникли еще задолго до становления первых цивилизаций (ученые указывают на мустьерскую эпоху, то есть на время более чем сто тысяч лет назад). Эстетические потребности и искусство также формировались в человеческом обществе задолго до возникновения религии (есть данные об эстетических переживаниях у неандертальцев). Иными словами, устоявшееся в последнее время отождествление религиозного с нравственным также некорректно, как и отождествление религиозного с духовным, поскольку сфера духовного необязательно связана с верой и чаще реализуется в виде эстетических чувств и художественного творчества.
[42]

Во все времена люди стремились выйти за рамки обыденности, и искусство всегда удовлетворяло, как и познание, потребность человека в ценностях, возвышающих и облагораживающих его жизнь.

Духовное обновление общества сегодня однозначно связывается с «восстановлением национальной культуры», но в действительной жизни нашего общества оно оказывается навязыванием «традиционной» культуры и образа жизни культуре «городской», поскольку социально-экономические и культурно-бытовые различия между деревенским населением и городским, обусловленные характером труда, бытовыми условиями, образованием, «культурностью», привели в последнее время, в условиях ухудшения социально-экономической обстановки в стране, к расслоению и в культуре нации.

Городская культура, будучи более интернационализированной и соответствуя уровню научно-технического прогресса, достигнутого обществом, в меньшей степени выражает архаичные черты национальной культуры, сохранившиеся в деревенском укладе жизни. Массовая миграция, усиленный приток сельчан в города сопровождается агрессивным влиянием этой культуры на национальную культуру и духовную жизнь нашего общества в целом.

Насколько это явление оправдано и должно ли в данном случае осуществляться вмешательство государства, представляет проблему, так как ориентация национальной культуры на «архаичность», которая представляется якобы «народной», в сегодняшних реалиях является шагом назад в развитии общества и его сознания.

Расслоение национальной культуры по образу жизни и вызывает духовную ориентацию людей в двух направлениях: иррационализма, а значит религии, или рационализма, ориентированного на образование.

Социально-политические изменения за прошедшие 90-е годы изменили назначение интеллигенции задавать тон в культурной жизни страны. «Высшая интеллигенция» срослась со сферой политической власти и в связи с этим ее главная критическая функция деградировала, но зато приобрела монопольное положение в деле «порождения и распространения идей, ценностей, норм».

В переломный момент в атмосфере социальной неопределенности религия как неизменная ценность и нация как культурная ценность остаются наиболее доступными центрами притяжения общественного сознания. А поскольку интеллигенция по сути своей конформистская, то она не всегда может выступать [43] в качестве источника рациональности и интеграции, тем более что пределы ее критического отношения к действительности контролируются господствующей элитой. Утратив преемственность с культурой социализма, она, лишившаяся корней и иллюзий социального равенства, разуверившаяся в общественной справедливости в условиях новой экономической свободы, которая ведет с неизбежностью к неравенству, отвергнувшая рациональные ориентации, обращается к национализму как средству самосохранения народа и культивирует чувства национального превосходства, подготавливая тем самым почву для иррационализма и его составляющих — пережитков, суеверий, религии, предрассудков и т.д.

Какие ценности будут определять развитие нашего общества, во многом зависит от социальной структуры нашего общества и тех социально-экономических условий жизни народа, которые будут способствовать росту благосостояния людей в обществе.

Формирование и рост среднего класса способствовал бы ориентации людей на образование и искусство больше, чем ориентации на религию.

Примечания
  • [1] Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

Похожие тексты: 

Комментарии

Религия или философия - фактор развития духовности общества

Аватар пользователя Наблюдатель
Наблюдатель
воскресенье, 12.11.2006 07:11

Странная позиция, честно говоря, просто противоречащая фактам, достаточно привести просто перечень интеллектуалов высшего разряда, которые остановились на религии и на религиозном мировоззрении: Павлов, Раушенбах, Гейзнберг, Капра, Бор, Шредингер, из ныне здравствующих Ястроу, Нюхтилин, Крейг, Рикадро Хуменес, как, если исходить из положений статьи развитие среднего класса следует считать переходом общества к атавизму?

Добавить комментарий