«Дурная кровь» (режиссер Лео Каракас, 1986 г.)

(режиссер Лео Каракас, 1986 г.)

[99]

Мир, сошедший с ума, приближающаяся комета, необычайная волна самоубийств, новый вирус, отсутствие любви, жара, комета, жара, жара… Все это как пелена, окутывает, захватывает, реальность теряется в тумане, остаются только отражения и миражи… Именно в такую атмосферу погружает нас режиссер фильма «Дурная кровь» Лео Каракас. Вообще, понятие реальности в этом фильме очень расплывчатое. Конечно, мы знаем, что действие происходит в Париже, но это просто марка, название, мы не видим города таким, к какому мы привыкли.

Главный герой фильма — Алекс (Дени Лаван) — сам неотъемлемая часть этого мира. Он также нереален, как и то, что его окружает. Его внешность, пластика, сверхъестественные способности — ловкие руки и чревовещание — все это признаки какого-то инобытия, пришедшего или из сказки, или из ночного кошмара. В детстве родители называли его Говорун, так как он долгое время вообще не говорил. Но и до сих пор его речь также нереальна, как и он сам. Каждая его фраза — афоризм, полный множества смыслов. Он использует каждый смысл в зависимости от ситуации. Его друг Тома с ненавистью упрекает его в том, что он «говорит, как бросает ножи». Его движения скованы, сконцентрированы в одной точке. По его же собственным словам эта точка — его живот, полный бетона, мешает ему двигаться, не дает «почувствовать улыбку скорости». Эта тяжесть тянет его к земле, не дает изменить жизнь, о чем он, видимо, очень мечтает.

Другая пара персонажей, Марк и его помощник Ханс, так же нереальны, как и Алекс. Они как герои [100] старых гангстерских фильмов и все, что их окружает, кажется пришедшим из тех времен — это их оружие, и манера одеваться, машина Ханса. Да и их враги — Американка и ее свита — будто сошли со старой кинопленки. Все они — как участники карточной игры, цена которой — жизнь. Основной картой этой игры, джокером, является Алекс, тот, кто с ним, тот и выигрывает. Сама внешность Алекса это подчеркивает. Не зря джокера всегда рисуют на картах в костюме шута, клоуна. Одежда Алекса — желтая куртка с бубнами, его фокусы, чревовещание, столь ценная для всех ловкость рук, все это делает его джокером. Им пытаются играть, он пытается играть по своим правилам, но в итоге он понимает, что все это лишь игра, а настоящей жизни так и не было…

В фильме очень много говорят о любви, разной — телесной, платонической, приносящей смерть. Любовь, которая убивает, отсутствие любви, которое приносит болезнь и смерть. Алекс убегает от слишком сильной и навязчивой любви Лиз, девушки, склонной к мистике и преувеличению, которая лишает его столь ценной для него свободы. Он бежит от одной любви и приходит к другой, такой же нереальной, как и он сам. Можно сказать, что он идет не за женщиной, а за ее образом, нечетким отражением в зеркале. Именно так мы в первый раз видим Аннa (Жюльет Бинош). Лишь ее нечеткий образ в кривом зеркале автобусного стекла заставляет Алекса идти за ней по темному пустому городу. Необычно и чувство Аннa к Марку. Она верит, что именно Марк создает ее, что без него ее просто нет, он ее реальность. Она говорит, что Марк любит ее как изобретатель, он «любит в ней загадку внутри себя». Для нее эта любовь — жизнь. Она готова развивать именно те качества, который он любит в ней, она даже готова прыгнуть с парашютом, несмотря на то, что боится высоты. Алекс врывается в ее хрупкий мир, он хочет изменить свою жизнь, [101] хочет заставить ее сделать то же самое. Она пытается найти тысячи причин — рост, возраст и многое другое — лишь бы ее жизнь остается прежней. Лишь бы не потерять реальность себя в другом.

Тем не менее, высшей точкой реальности для всех них становится смерть. Смерть вместо измененной жизни, смерть не от нового вируса, не от любви, а от глупой пули. Но эта смерть оказывается свободой, она освобождает Алекса, забирает тяжесть бетона из живота, он, наконец, чувствует долгожданную легкость.

Фильм очень необычно снят. В нем очень мало цвета — в основном красный, синий и черный, почти нет зеленого, он появляется лишь в конце. Работа оператора завораживает, он снимает героев и обстановку так, что мы все больше и больше погружается в нереальность их мира. Большое внимание уделяется части тела — руке, шее, глазам героев. Все остальное как в тумане, в дымке. Интересно и название фильма. Французское слово Sang имеет два разных значения — кровь и родня, семья. Действительно, оба значения здесь верны. Отец Алекса — преступник. Именно он, его прошлые связи, талант, который он передал по наследству сыну, его долги и друзья, в итоге приводят Алекса к смерти. Но с другой стороны — это и та кровь, которая несет в себе вирус, это та кровь, что отяжелена бетоном, та кровь, которая все-таки вырывается наружу, которой тесно в теле, которая несет смерть, не дав жизни. Действительно, Алекс был уверен, что еще не живет, а только пишет черновик, что вот-вот все начнется, что он изменит свою жизнь, но вместо этого все закончилось как раз на ее пороге. «Лиз… Давай представим, будто мы уже жили…»

Добавить комментарий