К проблеме урегулирования Чеченского конфликта

Р.А. Царегородцев — студент второго курса отделения политологии гуманитарного факультета БГТУ. Первая научная публикация.

Предлагаются два пути решения проблемы урегулирования чеченского конфликта: первый — дать Чечне независимость и второй — оставить Чечню в составе России на определенных условиях. На наш взгляд, первый путь сложнее, чем второй. Почему?

  1. Юридические сложности. Они возникнут в связи с юридическим оформлением независимости Чечни. Не существует законодательной базы для данных действий. Кроме того, не было и прецедентов подобного рода.
  2. Сложности, связанные с сепаратистами. Чеченские сепаратисты не пойдут на независимость без выдвижения условий со своей стороны. Они будут требовать компенсаций, передачи собственности и т.д.
  3. Не ясно, с какого момента считать Чечню независимой. Если считать Чечню независимой с того момента, когда она была провозглашена таковой сепаратистами, то в этом случае Россия вела войну с независимым государством. Следовательно, возникнет вопрос о компенсациях за нанесенный войной ущерб. К тому же Россия в данном случае будет выступать в качестве агрессора.
  4. Международные осложнения. Если Чечня получит независимость, то будет создан нежелательный прецедент в международном праве. Проблема сепаратизма свойственна не только России, но и другим странам. Факт получения Чечней независимости вызовет немедленную реакцию на территории бывшего СССР, а также и во всем мире.
  5. Сложности, связанные с построением отношений между Россией и независимой Чечней. Так или иначе Россия вынуждена будет строить отношения с Чечней, т.к. она расположена непосредственно рядом с Россией, входит в круг ее интересов и в дальнейшем может стать источником нестабильности.
  6. Сложности восприятия независимости Чечни российским обществом. Среди прочих возникает, в частности, вопрос: за что воевали и гибли российские граждане.

Оставаясь субъектом Российской Федерации, Чечня может иметь все функции, присущие независимому государству, за некоторыми исключениями (армия, внешняя политика). Предметы ведения, согласно Ст.71 Конституции РФ, и предметы совместного ведения, определяемые Ст.72, могут передаваться в ведение субъекта федерации (Ст. 78, п. 2).

Чечня должна будет платить налоги, но при этом никто не ограничивает размера дотаций ей. Самой Чечне, на наш взгляд, выгоднее оставаться в составе России, т.к. это практически ни в чем ее не ограничивает, дает выгоды в виде федеральных дотаций. У Чечни не возникнет проблем международного характера, финансирования, а также проблем, связанных с восстановления разрушенного в ходе военных действий хозяйства.

Добавить комментарий