Философия образования как социокультурный феномен. К постановке проблемы

(к постановке проблемы)

[28]

Обратимся к тому, как представлена философия образования в современных исследованиях, какие обозначаются вопросы, что, собственно, предлагается исследовать философски, когда речь идет об образовании.

Первая тема, которая озвучивается исследователями — тема глобального кризиса. Рассматриваются вопросы воспитания, нравственности, духовных приоритетов. Образование в рамках данного подхода является основой экологии человека. Авторы считают, что нужно разрабатывать современную философию образования, формировать духовные приоритеты в цепочке ценностей цивилизации совсем в другой, обратной последовательности, чем нынче: начинать надо с нравственно-экологической ответственности человека. Невежество, в смысле отсутствия или недостатка образования, является причиной аварий, катастроф и бедствий, а в общем смысле — глобального кризиса. Таким образом, логическим завершением такого подхода является связывание в единое пространство темы «выживания человечества» и «образования», где, очевидно, приоритетным становится духовное просвещение.

Запределивание актуальности выделения философии образования в отдельную отрасль философского знания — представлено широко и обосновывается по-разному:

  • Философия образования — это философия оправдания образования как функции жизни.
  • Философию образования можно рассматривать и в качестве условия выживания человечества.
  • Философия образования представляет собой динамически меняющееся самосознание изменяющейся культурной ситуации в мире.
  • Образование — главный институт воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества.

Определение в энциклопедии Britannica: «Философия образования — это область изучения, исследования и практического применения, в которой философские методы применяются к изучению проблем, тем и сущности образования…».

В англоязычной литературе по философии образования отправной точкой исследований является широкая педагогическая практика, ее наработки на большом массиве данных и описание полученных результатов, соответствующие выводы, ориентация на прогноз. Обсуждаемые темы: образование в меняющемся обществе; что такое свобода в школьном обучении, роль и место авторитетов в процессе познания. Основной подход — описание «по факту», анализ того, «что есть», а не того, что «хотелось бы, чтобы было».
[29]

Множество курьезных идей и ожиданий по поводу философии существует у людей в результате рассмотрения философии как основы знаний (их основания) и верований, а не деятельности. Многие люди, не зная, что представляет собой философия, рассматривают ее, как претендующую на какой-то авторитет. Возможно, они видят философов теми людьми, которые обязаны быть мудрыми, чья задача — научить нас жить или рассказать, из чего состоит «объективная реальность». Философия становится почти магической деятельностью, немного как наука, только почему-то грандиознее, величественнее и непостижимее. В рамках данного подхода авторы предлагают рассматривать содержательный контекст вопроса, а не тему миссии философского знания.

Философия образования здесь рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: что такое образование само по себе, каким образом оно происходит, каковы природа и источники ценностей образования, каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса, какими бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу. Совокупность идей, составляющих основу того или иного целостного подхода к постановке дела образования, может также рассматриваться отдельно.

Русскоязычные тексты зачастую, правда, не всегда столь явно, как это было в XIX веке, — продолжающиеся поиски ответа на вопросы «кто виноват» и «что делать», либо постановка сверхзадачи на универсальное стройное глобальное фундаментальное описание существа проблемы, апологетика некоего единого принципа, который может быть рассмотрен в качестве системообразующего для преобразования действительности. В данном контексте видится существенным рассмотрение темы идеалов европейской рациональности.

Добавить комментарий