ХХ век завершился. Этот простой хронологический факт сам по себе придает известную ретроспективную глубину осмыслению его художественной культуры.
Искусство ХХ века знает пока только начальный рубеж своей истории. Многие художественные процессы еще не завершены, хоть мы отсчитывает уже новое тысячелетие, окончательные суждения делать еще рано. Старое и новое не располагается в элементарной последовательности, а действует во взаимном пересечении, охватывающем огромное пространство и обширное историческое время. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, искусство неклассической поры выглядит неудовлетворительным: двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности, искусство нередко проникается неудовлетворенность самим собой и окружающей жизнью. Вместе с тем местоположение переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, или что гораздо шире и значительнее, художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. Закономерны противоречивость, неустойчивость, которые составляют специфическое качество искусства переломного времени. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика развития.
Видоизменения, которые претерпевает мировое искусство ХХ века концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах.
Есть все основания утверждать, что каждая эпоха в искусстве создает свои ценности, которые существуют объективно и независимо от быстротечной моды. Свои находки и открытия имел модерн начала века, мощный импульс идей дали архитектуре ХХ века советский конструктивизм, рационализм и другие направления.
Практически были пересмотрены основополагающие принципы художественной выразительности и найдены решения, созвучные новому времени. Это и теория города, и начала теории стандартизации и типизации, и теоретические основы обучения в высшей архитектурной школе, и, наконец, первые, но весьма значительные концепции архитектурной композиции и первые опыты аналитического изучения архитектурной формы. Все проходило в ожесточенных спорах, публичных диспутах, творческих дискуссиях.
Временная дистанция снимает излишнюю остроту политических и идеологических дискуссий, позволяет лучше осознать реальные механизмы развития культуры в определенные периоды и в разных странах, увидеть изоморфность многих считавшихся прежде различными по смыслу культурных и художественных процессов.
Из многообразия стилей и направлений (модерн, авангард, конструктивизм, Арт Деко, модернизм) характерного для ХХ века остановимся и проанализируем явление Арт Деко.
Арт Деко возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение «Де Стейл», а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм. Термин «Арт Десо» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
Стиль Арт Деко особенно ярко проявление нашел в архитектуре и дизайне. Дизайнеры широко использовали и продолжают использовать идеи и средства Арт Деко в своем творческом репертуаре. Ностальгические тенденции в области дизайна периодически возрождают формы Арт Деко, чему способствует эффективность этого стиля при создании атмосферы «элегантности, роскоши и возбуждения», свойственной эпохе ретро. Оптимизм, экзотика, фантазия, театральность и вера в способность человека одерживать победу в любых условиях соединились, чтобы создать стиль немеркнущей привлекательности. Эта привлекательность сохранилась в условиях растущей механизации жизни.
В архитектуре — это прежде всего стилистика американских небоскребов и советских высотных зданий 20-х — 30-х годов, правда советские мастера Арт Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования — «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.
Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (комбинат «Правда» и др.) и при проектировании станций московского метрополитена (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Здесь стилевые признаки и приемы Арт Деко проявились особенно широко и разнообразно, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию. Работы недавних конструктивистов и рационалистов (Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана и др.) были близки по своей стилистике к Арт Деко.
В настоящее время архитекторы, желающие усилить символизм своих проектов снова вернулись к испытанным временем принципам Арт Деко.
Одним из источников вдохновения мастеров Арт Деко явились яркие краски и экзотические персидские и восточные мотивы балетных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые своим «триумфальным шествием» с 1909 года по 1929 год покорили не только Париж, но и мир. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой соперничали по своей яркости с картинами фовистов. Внезапно ярко-оранжевые, нежно-голубые, лимонно-желтые, ядовито-зеленые и др. не менее необычные цвета и оттенки вошли в моду в одежде, украшениях, появилось даже эстетическое течение «цвет ради цвета».
В дягилевских постановках в полной мере реализуется и еще одно свойство, присущее как Арт Нуво, так и Арт Деко — экзотизм. Бакстовские костюмы к «Саломее» (1908), «Клеопатре» (1909), «Шехерезаде» (1910), «Жар-птице» (1910-1913) трактованы как сложнейшие, почти ювелирные, произведения. Одетые в них герои смотрятся в пространстве сцены как сверкающие драгоценные камни и броши. Собственно, они входят в такое взаимодействие с целым, как и эффективные пятна орнаментов в монументальных постройках Арт Деко. В этом явно прочитывается знамение нового стиля. В 1912 году зрители увидели «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси с декорациями Льва Бакста и с главным исполнителем и хореографом Вацлавом Нижинским.
На следующий год сенсацией стала постановка «Весны священной», возвестившая приход эпохи современной музыки, поражающей новизной рваных ритмов, диссонансов и примитивизма произведений Игоря Стравинского. Кроме знакомства парижан с современной музыкой, «Русские сезоны» многое сделали для ознакомления их с новейшими художественными течениями. С. Дягилев привлекал к своим постановкам многих художников — авангардистов, включая Наталью Гончарову, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Мари Лорансен, Робера Делоне и других, которые занимались созданием костюмов и декораций для его постановок. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые в своем творчестве использовали изобразительные мотивы иконописи и детского рисунка, прибавив к нему «лучизм», основанный на узорах пересечения и рассеивания лучей света, стали еще одним существенным влиянием на новый стиль.
Арт Деко не избежал влияния еще важного явления в искусстве ХХ века — абстракционизма. Новации абстракционизма связывают в основном с заслугами Василия Кандинского, который жил и работал в Мюнхене с 1896 по 1914 год. Постепенно удаляя сюжет из своих картин, художник добился того, что они приобрели вид полной абстрации.
Это также творчество Казимира Малевича, который явился основателем супрематизма, упростивший изображение до наложения одного белого квадрата на другой. Стиль конструктивизм оказал значительное влияние на искусство Запада. Конструктивизм базировался на убеждении, что искусство должно было служить социальным целям и что оно являлось отражением скорее личного, чем общественного опыта. Художники конструктивисты создавали работы, напоминавшие детали механизмов, составленные из геометрических форм и оказали влияние на графику Арт Деко.
В целом, стиль Арт Деко явился результатом смешения множества новаций, развивавшихся в этот период почти одновременно. В художественном смысле также заметное влияние на Арт Деко оказал кубизм, особенно его способ расчленения предметов и анализа их геометрических составляющих. Кубистское видение предметов появляется в работах Пабло Пикассо и Жоржа Брака примерно в 1908-1909 годах. Глубокое влияние на Арт Деко оказала манера обращения кубистов с плоскостями и их техника использования цвета.
Ещё один итальянский художник Амадео Модельяни оказал влияние на развитие Арт Деко. Талантливый живописец и скульптор, он изображал живые, преимущественно женские формы, намеренно растягивая пропорции тела и черты лица, что явилось прообразом элегантной стилизации, свойственной Арт Деко.
Для пропаганды экзотического и красочного стиля Арт Деко, начало которому было положено «Русскими сезонами», многое сделал знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре, ставший на долгие годы законодателем мод. Модели Поля Пуаре утверждали идеальный образ богатой и модно одетой современной женщины. П. Пуаре «революционным» образом изменил моду: он уничтожил корсет, и тем самым силуэт его моделей сделался прямым и более естественным. Это было первое, еще робкое по сравнению с тем, что произойдет после первой мировой войны, но уже явное ее освобождение. Одев прямые и свободные платья-туники, с ярким декоративным рисунком, женщина и в поведении стала более прямой и естественной, менее жеманной и вычурной. В 1911 г. П. Пуаре открывает ателье «Мартин», в котором совсем необученные молодые девушки создавали рисунки для тканей, мебели, обоев. Такой необычный метод дал рождение произведениям, полным свежести и живости восприятия, а недостаток технических знаний компенсировался хорошо обученными мастерами, переводившими рисунки девушек на ткани, лишь слегка подправляя их. Из ателье «Мартин» выходили обои, стенные панно, ткани, сплошь покрытые огромными яркими цветами. Так, цветы (особенно розы, георгины, маргаритки, цинии), очень декоративные и бесконечно далекие от природных (настоящих), становятся любимой темой складывающегося Art deco.
20-е годы выдвигают целую плеяду женщин-кутюрье; их произведения на Выставке 1925 г. демонстрировались в Павильоне «Элеганс». Это Мадлен Вьонне, мадам Пакин, сестры Калло, Жанна Ланвен, Эльза Скьяпарелли (сейчас это имена самых престижных фирм в мире моды) и, конечно, Габриэль Шанель.
По поводу Шанель писали: «Она ввела в моду посетителей Отеля Риц вязаную куртку апаша, сделала элегантными воротничок и манжеты горничной, использовала шейный платок землекопа и одела королев в комбинезоны механиков» (Т. Моженок. Женщина и искусство Art Deco // «Вопросы Отечественного и зарубежного искусства», вып. 5, под ред. Н.Н. Калитиной. СПб, 1996. С.115-116).
Она упростила флакон духов так же, как сделала это с линией костюма, ввела образ “la garconne”. Шанель была знакома со И. Стравинским и П. Пикассо, делала костюмы для «Антигоны» Ж. Кокто, поддерживала деньгами труппу С. Дягилева, к ней, действительно, можно отнести все характеристики женщины той эпохи.
В живописи, среди картин межвоенного периода чистый стиль Арт Деко выделить очень трудно. Большинство художников использовали технику, заимствованную у кубистов. Живопись Арт Деко не входила в число авангардных художественных направлений, более того, не носила прикладной характер, призванный соответствовать основополагающим принципам декорирования.
Типичным Арт Деко считают живопись Тамары де Лемпицки, родившейся в Польше, в творчестве которой преобладают модные портреты и эротическая обнаженная женская натура. За время жизни в Париже она как портретист достигла большого успеха в модных кругах. Дать определение техники письма де Лемпицкой можно, применив в веку машин ее собственное утверждение о том, что художник «не должен забывать о точности. Картина должна быть чистой и аккуратной». (С. Стерноу. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Белфакс, 1997. С.76).
Скульптуру Арт Деко можно разделить на две большие группы: на работы массового производства для внутреннего рынка и произведения «изящного искусства». Созданные художниками и скульпторами авангардного направления того периода, качественная скульптура и недорогая продукция массового потребления шли рука об руку — мрамор и бронза существовали рядом с пластиком и сувенирами из керамики. В области скульптуры стиль Арт Деко проявлял себя повсюду, от высокого искусства до китча.
С развитием рекламы в двадцатые годы занятие коммерческим искусством впервые стало полноценной профессией. Средств массовой коммуникации до начала 1920-х годов еще не существовало, не было многоцветной печатной рекламы. Газеты и журналы печатались преимущественно в черно-белом варианте, а цветной литографический плакат был для того времени самым мощным из существовавших средств коммерческой рекламы. Тогда реклама шла в ногу с развитием техники, используя новейшие технологии для выражения таких примет времени, как «скорость, сложность и урбанизация». (С. Стерноу. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Белфакс, 1997. С.67).
В период Арт Деко произошло второе рождение искусства книжного переплета. Прогресс в типографском деле, и особенно разработка модернистского шрифта «сансериф», также способствовали осовремениванию книжных переплетов. Десятилетием раньше русские конструктивисты были первыми, кто включил шрифт в число абстрактных элементов дизайна. Выверенную угловатость и геометричность шрифтов «футура» и «бродвей» можно считать типичными признаками стиля Арт Деко. Геометрические формы самих литер, избавленные теперь от пресловутых росчерков и завитков стали неотъемлемой частью дизайна нового поколения переплетов, упор делался на строгость и простоту стиля, основанного на обтекаемости, геометричности, многоцветности и современности шрифтов как составного элемента дизайна.
Архитекторы — приверженцы Арт Деко, обычно не знали, что «работают» в этом стиле, потому заимствования в их кругу обычно имели неконцептуально-целенаправленный, а традиционно-профессиональный — «увражный» характер, подобно ознакомлению и использованию готовых форм в ходе разработки проектов в исторических стилях, например в ордерной классике или в готике (даже в меньшей степени осознанно, чем в Арт Нуво — модерне, где освоение чужеродных форм «своего» стиля было концептуальным, знаковым).
Мастера Арт Деко изучали и тонко использовали выразительные возможности, цвет и фактуру различных материалов, стекла, пластмасс. Демонстративная современность Арт Деко проявилась в частой обтекаемости форм («стрим-лайн»). Внешне близкие к Арт Нуво и архитектуре современного движения эти линии отличны от тех и других. Обтекаемые линии произведений Арт Деко подражают динамичным формам транспортных устройств: автомобилей, кораблей, самолетов, но роль этих форм не функциональна, а чисто изобразительна, «семиотична» как знак принадлежности к «современному миру машин», рассматриваемому как среда будущего. Не случайно Арт Деко активно использовался в архитектуре кинотеатров и в декорациях для фильмов с картинами будущего и фантастики.
Подобно архитектуре современного движения Арт Деко видел себя интернациональным стилевым движением, не связанным с конкретными национальными традициями, и это оказалось созвучным настроениям советских архитекторов-новаторов, хотя впоследствии рядом исследователей Арт Деко стал восприниматься — без достаточного основания — как явление чисто американское («стиль небоскребов»).
Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 1920-х в начале 1930-х годов, по сей день являются наиболее замечательным наследием Арт Деко. До сих пор продолжают строить небоскребы по образу и подобию Крайслер-билдинг.
Технические средства для строительства высотных зданий — стальные конструкции и железобетон — к моменту появления небоскребов в стиле Арт Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии.
Первым зданием в стиле Арт Деко в Манхэттене стало Шанин-билдинг, построенное для архитектора и проектировщика Ирвина Шанина. С 1913 по 1930 год оно было самым высоким зданием в мире. Интерьеры апартаментов стали образцом безудержной фантазии Арт Деко. В 1930 году Шанин-билдинг померк в лучах славы Крайслер-билдинг, спроектированного Уильямом Ван Алленом. Экстравагантный, фантастический дизайн Крайслер-билдинг не может не вызывать эмоционального отклика — настолько он пропитан оптимизмом и театральностью Арт Деко; дизайн, который в момент его исполнения был поистине самобытен. Семидесятисемиэтажное здание несколько месяцев удерживало титул самого высокого здания в мире, пока не завершилось строительство Эмпайр Стейт-билдинг (проект Уильяма Лэмба). Законченное в 1931 году здание Эмпайр Стейт, с его 102 этажами перехватило титул самого высокого здания в мире, являясь символом урбанистического модернизма Нью-Йорка, и удерживало его до самого открытия в семидесятые годы 412-метровых башен близнецов Всемирного торгового центра, (тех, которых были взорваны 11 сентября 2001 года).
Советский Арт Деко, сформировавшееся в конце 1920-х годов, явился сложным конгломератом форм, включая мотивы позднего русского модерна, архитектуры американских небоскребов и приемы отечественного конструктивизма. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.
Наряду с общекультурными влияниями и стилевыми взаимодействиями, вызванными общностью культурных процессов, в годы первой пятилетки имело место непосредственное освоение советскими архитекторами и инженерами, особенно молодыми, опыта строительства за рубежом, прежде всего, в Италии, Германии, США, где стажировались некоторые из них. Имело место и непосредственное участие западных мастеров в советском строительстве этих лет. Многие крупные зарубежные архитекторы, а также архитекторы-эмигранты участвовали в международном конкурсе на проект Дворца Советов. Традиционно считается, что зарубежные архитекторы, участвовавшие в советском строительстве на рубеже 1920-1930- годов были сторонниками современного движения в архитектуре. Не случайно (что вызвало в то время удивление и возражение конструктивистов), одна из высших премий в конкурсе на дворец Советов была присуждена американцу Г. Гамильтону за проект в духе Арт Деко (1931). (В.Л. Хайт, М.В. Нащокина в кн.: Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000, С.202).
Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (дом СТО в Охотном ряду, комбинат «Правда» и др.).
Именно этот стилевой подход характеризовал также советские павильоны на Всемирных выставках 1937 г. в Париже и 1939 г. В Нью-Йорке (оба по проектам Б.М. Иофана, основного автора Дворца Советов, а второй с участием К.С. Алабяна, чей, совместно с В.М. Симбирцевым театр Красной Армии несомненно связан с Арт Деко) и многие постройки Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1930), где приемы Арт Деко оригинально переплетались с национальными архитектурными и декоративно-орнаментальными мотивами.
Аналогичную по своей идейно-художественной цели (программе), но совершенно иную типологическую задачу решали советские, главным образом московские архитекторы, проектируя станции московского метрополитена первых очередей (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Здесь стилевые признаки и приемы Арт Деко проявились, возможно, особенно широко и разнообразно, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию (часто использование их в качестве образно содержательных архитектурных деталей), восходящее одновременно, с одной стороны, к архитектуре современного движения и конструктивизму, с другой — к коммерческой рекламе и городской визуальной информации в целом, стилистика эскалаторных вестибюлей и туннелей, скамей и указателей, потолочных светильников и частых на станциях первой очереди торшеров.
В проектирование станций метрополитена для Москвы включились как ведущие мастера советского Арт Деко, так и их более молодые ученики и соратники и многие недавние конструктивисты и рационалисты, а работы архитекторов группы ВОПРА изначально были близки по своей стилистике к Арт Деко. Среди авторов станций метро в стиле Арт Деко разных течений первых очередей могут быть названы очень многие, но особо стоит отметить в этой связи Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана, А.Н. Душкина и Я.Г. Лихтенберга, Б.С. Виленского, Н.Г. Борова и Г.М.Замского, Д.Н. Чечулина.
Традиции Арт Деко как «стиля небоскребов» особенно ярко, хотя и несколько запоздало проявились в структуре и облике некоторых из построенных в 1949-1955 гг. высотных зданий в Москве. Вероятно, наиболее четко, почти буквально эта традиция реализовалась в здании Министерства иностранных дел на Смоленской площади, откровенно напоминающем здание «Чикаго-трибюн». Неслучайно его основным автором был В.Г. Гельфрейх (соавтор М.А. Минкус) — ученик и многолетний соратник В.Г. Щуко, его соавтор по таким близким к Арт Деко сооружениям, как библиотека им. В.И. Ленина, главный павильон ВСХВ, театр в Ростове-на-Дону с его изобразительностью и типичными для Арт Деко интерьерами, деталями фасада и скульптурной декорацией и особенно по многолетней работе совместно с Щуко и Б.М. Иофаном над проектом Дворца Советов. Очень близки к американским прототипам — наиболее модернистским по стилистике небоскребам Нью-Йорка конца 1920-х — начала 1930-х годов, (например к зданиям «Дейли-ньюс» или Рокфеллеровского центра) — были проекты и некоторых других высотных зданий Москвы (до появления требования увенчать их шпилями).
Симптоматично, что интерес широкой публики к стилю Арт Деко в последнее время значительно возрос. Явление Арт Деко рассматривается как одна из фаз стилевого развития ХХ века, таких как модерн, конструктивизм, модернизм. Становится все более очевидным значение Арт Деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру (строительство кинотеатров, библиотек, домов творчества, метрополитенов и др. сооружений) и переосмысливаются границы этого явления в художественной культуре ХХ века.
Литература
- Иконников А.В. Архитектура и история. М., 1993.
- Стерноу Сюзанна А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Белфакс, 1997.
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. Пер. с англ. М., 1990.
- Моженок Т.Э. Женщина и искусство Art Deco // «Вопросы Отечественного и зарубежного искусства», вып. 5, под ред. Н.Н. Калитиной, СПб, 1996.
- В.Л. Хайт, М.В. Нащокина в кн.: Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000.
- Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996.
Комментарии
Арт Деко - стиль времени
А не лучше ли оставить привычную и устоявшуюся в современном российском искусствознании терминологию в покое, особенно в части касающейся архитектуры 20-х - 50-х г.г. ХХ века. а то как-то немного странно смотрится данная попытка влиться в интернациональный контекст. Может не трогать нашу самобытность и не вскрывать нашу приватность как нарыв. может пусть сама прорвется? А то как-то немного смешно всё это по отношению к нашему тотолитаризму.
Добавить комментарий