Конфликтная сущность рыночного человека

[155]

Постсоветское пространство все дальше уходит в свое инобытие. Стираются единые основания бытия человека советского. Он практически растерял все, что когда-то его объединяло, делало его причастным к судьбам не только самого себя, не только своего народа, но и того народа, который входил в единую семью народов Советского Союза, как это было принято говорить прежде.

В основании различий человека в постсоветском пространстве лежит не принимаемый прежде механизм организации человека в общество. Этот механизм носит название «рынок».

Рынок сегодня — единственно значимый способ соединения людей между собой. Торговля сближает народы, делает их ближе друг к другу, делает их толерантными к тем различиям, которые тут и там проявляются как в том, так и в другом народе, объединенном рынком. Но чем меньше в торговом обороте представлена та или иная страна, тем больше враждебности мы находим в нем, тем враждебнее представлена культура, тем враждебнее отношение к инородцам. Но все исчезает, как только начинает развиваться торговля. Она придает импульс дружеским связям и обменам, она формирует миролюбие. Начинают выстраиваться отношения взаимопомощи и добрососедства. Конечно, торговля должна быть [156] взаимовыгодной. Не должно быть принуждения к обмену. Должно быть осознанно-необходимое отношение к зарождающемуся обмену. Как только обмен становится обременительным для той или иной стороны, то вновь культивируются идеи враждебности, культивируются различия, уничижительное восприятие.

Рынок организует человека в общество через дезорганизацию. Организовывать и при этом не достигать необходимой организации возможно в том случае, когда человек опосредован многими дополнительными условиями и случайными обстоятельствами. Такими дополнительными условиями, с одной стороны, является человек с его потребностями, с другой же — отчужденный от человека предмет потребности.

Потребность человека есть субъективное основание, которое плохо поддается организации. В потреблении царит субъективизм и такие предпочтения, которые достигают единства в предмете. Потребность находит свою жизнь в предмете и потому ее связь с предметом может выступать единственным основанием объединения. В своем потребностном состоянии, субъективном состоянии человек есть условие дезорганизующее, подвергающееся организации в принудительном порядке. Свойство человека, согласно которому он может быть принужден к потреблению необходимых предметов, выступает субъективной основой политики, где принудительные связи являются господствующими. Однако и для рынка как способа организации, принуждение также является способом организации человека. Но принудительность принудительности рознь. В политической организации принуждение осуществляется, в конечном счете, физически, тогда как в рыночной организации — посредством денег. Деньги в этом смысле образуют живую связь потребности с предметом и, тем самым, человек представлен в некотором единстве с другим человеком и с самим собой.

Предмет как объективное основание организуется рынком и доставляется человеку посредством обмена. Предмет организуется простым перемещением и доставляется такой потребности, которая обладает деньгами. Для рынка существует не сама потребность человека, а его прототип — предмет. Тем самым рынок организует [157] не потребности как таковые, не человека, а его нежизненный слепок, его затвердевшую в предмете жизнь. Для рынка наиболее значимой проблемой является доставка предмета до потребителя.

Группируя предметы по классам, рынок тем самым определяет классы людей, которые данному предмету соответствуют. Тем самым общество структурируется в его предметном содержании. Рынок, воспроизводя это предметное содержание, с завидным постоянством воспроизводит общество и человека. Рынок поставляет предмет потребителю, потребитель — данный предмет потребляет и, тем самым, укрепляет связь между человеком и рынком, человеком и обществом.

Но если бы рынок оперировал предметами, идеями, образами и услугами в их необходимом для потребности содержании, то это был бы неполный рынок или не рынок вовсе. Это была бы организация удовлетворения потребностей и перед нами была бы представлена организация доставки предметов и т. п. до потребности. Эта сторона рынка как некоторой организации потребности общества является необходимой стороной потребления. Однако рынок имеет свою другую сторону, которая выступает содержательной стороной в современных рыночных отношениях. Этой стороной является опосредованный характер доставки предметов до потребителя. Посредником в данном случае выступают деньги. Поэтому предмет потребности, соединенный с деньгами, приобретает иное понятие — понятие товара. Происходит некоторая метаморфоза и с потребностью, когда она отдана во власть рынку. Ее место в отношении предмет — потребность занимают деньги. Отношение при этом приобретает следующую формулу: предмет — деньги — потребность. Это отношение становится жизненным, когда на стороне потребности представлены деньги. Деньги, соединенные с потребностью, дают нам понятие спроса вообще. Достаточное их количество — понятие платежеспособного спроса. Товар в соединении с потребностью дает нам понятие предложения. В свою очередь, предложение, относясь к спросу, производит на свет понятие цены, выраженной деньгами. В этом круговороте отношений человек представлен как их результат, как продукт, сублимированной [158] сущностью которого являются деньги. Поэтому он пребывает как минимум в двух состояниях: в состоянии наличия денег и их отсутствия, их большого и малого присутствия. Рыночный человек — это денежный человек или, по крайней мере, человек, у которого есть деньги для удовлетворения своих потребностей. Этот человек представлен как некоторый идеал современных отношений. Его наделяют различными положительными характеристиками, он образует сердцевину общества, он — субъект рынка и его основа.

Существенной характеристикой рыночного человека является наличие у него денег, но для того, чтобы они были, необходимо их добыть. Способы добывания денег в рыночном обществе можно разделить на два вида. К первому виду относится легальный, ко второму — нелегальный способы, которые, в свою очередь, также можно разделить на некоторые типы. Легальный способ добывания денег, в конечном счете, делится на прибыль и заработную плату, нелегальный способ — на воровство и грабеж. К легальному способу можно также отнести и социальные трансферты (пенсии, денежная помощь многодетным семьям и т. п.), но, в конечном счете, они есть порождение соотношения прибыли и заработной платы. Потому мы останавливаемся на двух противоположных отношениях. К нелегальным способам также можно отнести конкретные различные виды мошенничества. Хотя эти способы занимают особое положение между легальными и нелегальными способами добывания денег. По форме мошенничество относится к легальным, по своему содержанию — к нелегальным способам добывания денег.

Все представленные способы требуют от рыночного человека присущих этим способам свойств и качеств. Рынком признаются различные способы добывания денег, потому кто-то из американских социологов сказал, что для рынка нет различий между пастором — и вором и грабителем.

В силу многообразия способов добывания денег человек формирует в себе различные и необходимые навыки, которые носят такой же противоположный характер, как и сами способы добывания денег. Он формирует в себе способности и навыки обмана и нормального человеческого обмена. Стоит заметить, что в словаре [159] антонимов нет достойного антонима слову «обман». Поэтому мы прибегли к понятию «нормального человеческого обмена», под которым понимается бескорыстный обмен чувствами, знаниями и делами. Обман — это тот же обмен, но с целью достижения преимущественной выгоды способами легальными и нелегальными, достижения преимущественного и неравного положения по отношению к денежной массе, находящейся в обращении, в сбережении и в сокровищах. Рыночный человек, тем самым, как продукт денежных отношений дифференцирован как вне своей природы и духа, так и внутри своей природы и духа. И то, чего больше утверждается в рыночном человеке, зависит от способа соединения этих свойств и качеств. А основным способом соединения противоположных свойств и качеств человека в современном мире является конфликт. Рынок задает траекторию движения человека к деньгам, а тем самым и к богатству. Рынок порождает и утверждает дифференцированную сущность человека. Конфликт, внутренний и внешний, закрепляет различные свойства и качества рыночного человека. Как столкновение различных атомов порождает многообразие мира природы, так и столкновение людей порождает многообразие их свойств и качеств, в основе которых способность утверждать свои индивидуальные качества посредством конфликта.

Рыночный человек есть конфликтный по своему проявлению человек, для которого борьба есть условие и способ его бытия. Основной способ борьбы в рамках организации — это интрига и распространения слухов, задевающих честь и достоинство человека, искажение его свойств и качеств, связей, помыслов и чувств. Подобных людей мы встречаем на каждом шагу и чем их больше, тем больше рынок властвует над человеком и делает его своим проводником и заложником.

Добавить комментарий