Человек, его общественная роль не сводится «к мере всех вещей». Человека самого следует отнести к ценностям. Здесь существует такой критерий ценностного отношения как общественно-историческая практика, которая в данном случае выступает не столько критерием истины, но и определителем того, что нужно, требуется человеку, каково собственно место человека в обществе.
Для всякого человека, ценность индивидуальной жизни прежде всего заключается в ней самой, а не во внешних для нее целей. Смерть прекращает пользование всеми ценностями, поэтому она не может быть ценностью.
[97]
В различных исторических периодах ценность жизни рассматривается по-разному. Эпикурейцы утверждали, что ценность заключается в постижении жизненных радостей — и духовных, и физических; в постижении счастья человека от познания законов мира. Знание же этих законов освобождает человека от страха перед богами и смертью.
Французские материалисты ХYIII века провозгласили — “riabilitation des sens” — оправдание чувств, страстей.
Марксистский материализм в этом вопросе оказался солидарен с подобной точкой зрения во всех исторических формах материализма. Но в отличие от иных форм материализма, марксизм усматривает в жизни человека различие и единство биологического и социального.
Биологическое у человека в силу того, что он живет в условиях общественной жизни, тесно и неразрывно связано с социальным и окрашено социально. Индивидуальная жизнь человека есть единство биологического и социального, где органически слиты обе стороны. Индивидуальная жизнь выступает как ценность инстинктивно, без мысли об этом, но в еще большей степени она выступает как ценность и в самосознании, в рефлексии о жизни. Можно согласиться, что жизнь есть ценность и сама по себе, объективно, и в мысли о ней, субъективна. Она есть ценность как факт, как явление, как непосредственное данное и ценность как самосознание. Субъективно каждое существо, обладающее сознанием, чувствует себя единственным центром окружающего.
Ценность жизни для человеческого существа состоит не только в интуиции своего существования и связанных с этим переживаний, но и в том, что в сознании его «я» является своеобразным зеркалом действительности. Если же он развил в себе способность становиться на позиции других людей, то ценность жизни и для него, и для других, и для всех возрастает еще более.
Ценность личности формируется под воздействием труда. Но жизнь это огромная ценность для человека сама по себе.
Истории науки известны трансцендентная и имманентная теории смысла жизни. Для трансцендентной теории, смысл жизни людей определяется волей потусторонних, внешних для жизни сил, например, в исполнении божественного провидения.
Согласно имманентным теориям, смысл жизни заключен в самой жизни, т.е. в целях, которые ставит перед собой и себе сам человек. Эти теории различаются между собою в зависимости от характера указанных целей. Большая часть этих теорий, возникших в разные периоды истории человеческой мысли, является выражением эвдемонизма — счастье. Несмотря на разные расставленные акценты, как правило, они объявляют целью жизни счастье.
Представители других направлений полагают, что смысл жизни может заключаться лишь в самой жизни, в служении этой жизни, но прежде всего — общественной.
Человек — это существо ставящее себе цели. Человек есть существо материальное, конечное и социальное. Следовательно, его цели, при этом адекватно понятые, реальные, конечные, выходят за рамки его собственной личности. И никакого метафизического смысла жизни в вышеуказанном плане нет и не может быть. Это не означает, однако, что смысла жизни нет вообще. В целом же человек представляет собою еще большую ценность — и для себя, и для общества, если он является личностью.
Утверждая, что человек есть личность, что важно к нему относиться как к личности, осознавать, что он должен быть личностью. Также необходимо признать за каждым человеком: во-первых, определенные человеческие права, в частности право на определенную степень личной свободы; во-вторых, его индивидуальные особенности и право на проявление этих особенностей; в-третьих, что отношение к человеку должно соответствовать этим свойствам, правам и его достоинству; в-четвертых, определенные обязанности перед обществом, которым он должен следовать, как достойный член общества, реализующий [98] свои права.
Отмеченное в полной мере относится и к старости: ценен человек сам по себе, ценен человек и для других; ценной является и сама жизнь человека, слагающаяся в собственном развитии из различных этапов. Ценными, следовательно, являются различные периоды жизнедеятельности человека, в том числе и старость.
Ценность всех периодов жизни для самого человека и для общества в целом является по-разному. Поэтому важно ценить и старость в единстве ее биологических и социальных форм.
Добавить комментарий