Компьютер и старость

[61]

1. Когда мы говорим о компьютере и старости, первым делом на ум приходит ряд аспектов, прежде всего связанных с психологией — адаптация к компьютеру, скорость реакции пользователя, снижающаяся с возрастом, повышенная утомляемость во время работы с компьютером и так далее.

Однако хотелось бы шире подойти к проблеме «компьютера и старости». Рассмотреть не неизбежные процессы в человеческом организме, что и без нас сделают физиологи и психологи, а уделить внимание процессам старения определенной информации, заложенной в компьютер. Под термином «компьютер», мы будем подразумевать, по крайней мере, в рамках лишь этой работы, всю ту виртуальную сферу, с которой неизбежно сталкивается современный человек — с Интернетом, с базами данных, с продуктами цивилизации, информацию с которых можно считать только при помощи современных цифровых технологий или, упрощая до крайности, при помощи компьютера.

При более широком подходе к проблеме «компьютера и старости» мы встречаемся с философским парадоксом.

Виртуальный мир, созданный компьютерными технологиями — прямое отражение состояния современной постиндустриальной цивилизации, которую некоторые авторы уже называют информационной 1, и которая подверглась бескомпромиссному анализу постструктуралистов.

В виртуальном мире, где virtual есть «возможное» (лат.), virtuality — «присущее», «потенциальное» (англ.) как нигде более наглядно реализуются опасения философов, рассуждавших об эфемерности постиндустриальной цивилизации, о дальнейшем «отрыве человека от почвы» (М. Хайдеггер).

В виртуальной реальности, где человек имеет дело с изображенным, с симуляцией, где [62] происходит соскальзывание ряда означающего с ряда означаемого, тем не менее, процесс старения (информации), старость, «замораживается».

2. В рамках виртуального мира можно «играть» со старением, воздвигая иллюзию невозможности собственной смерти, так и смерти «виртуальных произведений». Так, непосредственно, на электронных носителях, будь то «винчестер» компьютера, записанный CD-R или интернет-страничка, можно разместить информацию о себе, которая так и останется не обновляемой. И через 10 лет, и через 30, и через 50, если еще останутся электронные приборы, которые смогут считать записанную информацию, любой может увидеть вас молодым, приобщиться к вашим мыслям, которые будоражили ваше сознание несколько десятков лет назад.

«Автор дорожит своим светлым образом, транслируемым вдоль по оси времени, желая предстать в лучшем виде посреди гарантированного бессмертия...» 2.

Здесь мы наталкиваемся на феномен «трансляции текстов в противоход времени», где «Воля-к-Произведению» 3, сравнимая, разве, с ницшеанской «Волей-к-Власти», отталкивает старость, завороженная (замороженная) текстом и его игрой с бескомпромиссной реальностью.

Такой текст, расположенный в электронных носителях мы называем гипертекстом, где гипертекст уже существует внутри виртуальной реальности.

Для гипертекста характерно соединение письма, цветового разрешения, визуальных эффектов (реже — музыкального сопровождения).

Гипертекст уже существует в виртуальной реальности, в реальности, созданной «творцом», переданной по телефонной линии и дополненной созерцателем, изучающим этот гипертекст.

Гипертекст, как нечто со-зданное, уподобляется искусству в его эстетическом познании, так как современная эстетическая мысль «осознала включения самого искусства в более сложную системную цепь: художественное творчество — художественное произведение — художественное восприятие» 4.

В отличие от предметов материального мира — фотографии, картины, магнитофонной записи, информация в электронном виде практически не подвергается эрозии временем, тем самым, исключает свое старение.

Если мы абстрагируемся от формального содержания оцифрованной информации, то и вовсе распишемся в ее бессмертности.

Фотография может истереться, картину могут испортить художники-деструктивисты, вылив на полотно серную кислоту, магнитофонная пленка рано или поздно сморщиться или осыплется. Предметы материального мира подвержены старению, они имеют лишь один «центр» своего существования — самое себя.

Предметы виртуального мира не стареют из-за своей децентрализованного расположения. Например, информация, существующая в Интернете, оцифрованная вами однажды, не раз дублируется другими пользователями по их личным соображениям. Текст (гипертекст), имеющий хоть какую-либо ценность, не подвержен старению. Сейчас с любого места на планете можно распечатать каталог «Автомобили Италии за 1997 год» или нужный отрывок из «Гамлета». Материализовавшись из виртуала («потенциала») предмет неизбежно начинает процесс своего старения. В 2001 году не осталось МТЦ в Нью-Йорке, но сайты посвященные ему продолжают существовать. Шок, полученный в частности американскими художниками остался, но далеко не все из них тотчас же кинулись к своим персональным компьютерам, моментально изменяя то, что-то из сотворенного ими до трагедии 5. Да и если бы они внесли изменения, предыдущие версии уже бы остались сохранены и многократно скопированы другими пользователями. Это и есть противодействие виртуальной среды старению и видоизменению, даже если это входит в разногласие с тезисом о том, что виртуальное — зыбкое и легко видоизменяемое пространство.
[63]

На примере противодействию старению в виртуальном пространстве мы видим реакционное движение означающих виртуально мира, где, выражаясь «шизофреническим (виртуальным — К.И.) языком» Делеза не только происходит постоянное соскальзывание ряда означающего с ряда означаемого, но и вообще не остается никакого ряда. Оба они исчезают 6.

Примечания

Добавить комментарий