В современной философии времени можно выделить три основные тенденции в его исследовании. Одна из них — тенденция плюрализации времени. Она проявляется в попытках расщепить время, представить его в виде множества фактически несовместимых гетерогенных концепций. Наиболее известным представителем этого направления выступает П. Рикер. Рикер считает, что на уровне эпистемологии разрыв между феноменологическим временем, с одной стороны, и астрономическим, физическим и биологическим временем, с другой — непреодолим. С точки зрения Рикера, взаимное частичное совпадение понятий эволюции и истории не имеет фактического основания и как таковое должно быть отвергнуто.
Феноменологическое время, согласно Рикеру, невозможно включить во время природы. Время природы выступает как количественное время, термодинамическое время, время галактических трансформаций или как время эволюции видов. Между тем феноменологическое время, выражаемое в измерении прошлого, настоящего и будущего, проявляется, по утверждению Рикера, только в условиях нарратива, обретая глубину к определенному моменту. Как видим, у Рикера речь идет о несоразмерности времен. По отношению к такой множественности времен можно говорить лишь о негативном единстве времени, которое даже в принципе не поддается репрезентации.
Другая тенденция в понимании времени связана с его унификацией. Представители этой тенденции полагают, что их подход позволяет преодолеть конфликт между физическим, биологическим и философским подходами ко времени, характерными для первой половины ХХ века. Онтологическая универсальность темпоральности подтверждается, по их мнению, через единство историзованного естественного времени в теориях самоорганизации.
Третья тенденция в современной философии времени связана с релятивизацией и историзацией времени. Сторонники этой тенденции признают ту роль, которую играет время в понимании человеческого «я», культурного дивергентного мира и индивидуальных культур как предмета изменения во времени. Мы тогда достигнем этого, считает Рорти, если не будем больше мистифицировать время, а станем понимать его радикально рефлексивным способом как результат изменения. Радикальный подход ко времени должен, согласно Рорти, устранить концепцию времени и вечности, основанную на теологии. Вместо этого Рорти настаивает на том, чтобы мы ничто не рассматривали как квазибожественное, чтобы мы подходили ко всему — нашему языку, сознанию, нашей общности — как результату времени и изменения.
Добавить комментарий