Некоторые штрихи к зарождению похоронного обряда в человеческом обществе

[36]

Самая древняя реакция на смерть себе подобного — это уход в другое место. Думается, это можно объяснить требованиями природной гигиены, ибо разлагающийся труп — источник инфекции и дурных запахов.

Когда же в человеческом обществе возник похоронный обряд как сопроводительное действо проводов соплеменника в мир иной? Этнография дает богатую и живописную картину этого обряда у разных народов и эпох. Интересен с точки зрения генезиса этого явления похоронный обряд в древнем обществе аборигенов Австралии.
[37]

Аборигены очень чтят умерших. Над могилой насыпают курган, в некоторых случаях могилу роют глубокую и захороняют в стоячем положении, в других — сидя, а голова возвышается над уровнем земли и засыпается холмом. Могилы очень заботливо охраняются и ограждаются ветвями от животных. Существует несколько способов захоронения умершего:

  • людей хоронят в полом дереве, предварительно заключив тело в гроб, сделанный из коры дерева;
  • в других местах тело умершего кладут на развилку дерева, и у основания зажигают костер;
  • в некоторых местах наблюдается частичный или полный каннибализм; наличие его можно оправдать стремлением единения с умершим и продолжением его жизни в себе.

Известны случаи кремации покойников, как гарантия того, что дух покойного не вернется к живым.

Аборигены устраивают похоронные обряды и тогда, когда тело покойника не найдено. Это говорит о более высоком нравственном уровне памяти об умершем.

На наш взгляд, исток похоронного обряда относится к тому времени, когда люди стали осознавать своих соплеменников как необходимых членов для поддержания и нормального обеспечения их жизненного процесса.

Вначале проявлялась только психологическая реакция — исчез помощник в жизни, поэтому смерть соплеменника сыграла решающую роль в развитии печальных эмоций в психике человека. Чем древнее этап, тем сильнее была выражена психическая реакция. Австралийские аборигены наносили себе траурные шрамы, их количество определялось близостью родства с умершим.

Далее у человека ежеминутные психические реакции стали занимать более длительный промежуток времени. Так появилась потребность сопровождать захоронение соплеменника определенными действиями. У человека развивалась и крепла память. Развитие памяти сформировало такую мыслительную структуру, как понятие о душе.

Осознание смерти как кризиса в жизни отдельного человека и группы живущих рядом с ним соплеменников привело к абстраги- [38] рованию образа умершего человека, что и вылилось в представление о душе и духах. Это уже философский аспект проблемы.

Австралийские аборигены, как древнейшие представители наших сородичей, понимали неизбежность смерти. Это неоднократно подчеркивалось в их мифологии. Страна мертвых — это страна духов.

Понятие о душе позволило замкнуть абстрагированный цикл жизни человека и осознать его как взаимопереход жизни в смерть, т.е. подойти к пониманию круговорота жизненного процесса в природе.

Похожие тексты: 

Комментарии

Некоторые штрихи к зарождению похоронного обряда в человеческом обществе

Аватар пользователя Сергей
Сергей
воскресенье, 25.03.2018 02:03

Но чем же ритуалы австралийских аборигенов особенны и отличны от других народов? Что в них дает нам намек на происхождение похоронного ритуала? Это непонятно из наброска.
Думаю, нужно вспомнить что похоронные ритуалы зародились еще во времена до-неандартальские, где-то во время человека гейдельбергского, около миллиона и более лет назад. То есть это не прерогатива человека разумного.
Говорит ли ритуал о неизбежности, неотвратимости и непреодолимости смерти? Или же наоборот, говорит о появившейся надежде на жизнь после смерти? Является ли он формой защиты от стресса осознания себя смертным существом или же показывает возникновение веры в загробную жизнь, предков, духов умерших и т.д.?
Является ли похоронный ритуал формой заботы о соплеменнике или же продиктован чувством самоотождествления с покойным? И возможно ли что чувство тождества уже возникло в этот период развития человечества? Примерно в это же время возникает язык, социальная забота (человек гейдельбергский доживал до 50 лет, что невозможно в случае отсутствия заботы окружающих), регулярное использование огня, возможно зачатки искусства. И похороны.
Теперь, когда сознание человека получает длину и непрерывность, в отличии от прошлых кратковременных вспышек осознанности, оно может осознать и свою конечность.

Добавить комментарий