«Отрицание настоящего смерти подобно»

Эта фраза П.Н. Савицкого, лидера евразийского движения, достаточно точно отражает состояние души человека, утратившего реальную возможность чувствовать и понимать мир как гармонию. Адаптация сознания к парадоксам культурного развития всегда предполагает кризис рациональности и поиски иных контактов с культурой. И если она не приемлет меня таким, каков я есть, значит, я сделаю первый шаг навстречу. Отсюда такую огромную значимость приобретает сила культуры: организованность, единство, согласование, органичность, подчинение и самоотдача. А главные пороки: демократизм, индивидуализм и рационализм. Вспомним А. Камю: у подножия виселицы возрождаются прежние ценности. Не изобретаются новые! Суть этих ценностей - в лишениях и в уверенности. Были лишения но была и уверенность.. Теперь ее нет! Н.Н. Савицкий обретает ее, приняв свершившееся как откровение, признав его как закономерный процесс, найдя объяснение настоящему в прошлом. «Если человек, - пишет А. Менегетти, - ощущает себя в центре собственного сознания, тогда даже если бытие предложит ему в качестве экзистенциального выбора смерть, он не перестанет испытывать эту тотальную радость».

Обретя уверенность, ощущаешь силы и для будущих бурь: государство, партия, идеократия, персонология и прочее и прочее. «Конечно, даже если меня оскорбляют лишают всякой внешней свободы, убивают, я все же могу свободно подчиниться всему этому и сделать таким образом совершаемое надо мной насилие вполне свободным актом моей самоотдачи». Это откровение Н.Н. Савицкого написано с большой уверенностью в том, что лишения и смерть ничто по сравнению с духовной пустотой и одиночеством.

Нет сомнения, что обретенная вера сродни религиозному пафосу, это радость обретения смысла и пути. Поэтому вспомним еще раз слова А. Менегетти: «каждая религия - это рациональная попытка объяснить необъяснимое и построить внешний храм той единственной истине, которая внутри каждой души». Религия без трансцендентного должна называться политикой. Эти слова, кажется, тоже принадлежат А. Камю. Н.Н. Савицкий и называет новое учение о культуре политикой, большой вклад в разработку которого внес Л.П. Карсавин, опубликовав в 1927 году большую статью «Основы политики».

Нельзя не отметить, что в евразийском учении о культуре прослеживается понимание ими надвигающейся новой индустриальной культуры, которая несет в себе новую психологию, мораль, парадоксы и противоречия организованной индустрии и человеческой личности.

Перевороты, происходящие в нашем мире, и сдвиги в нашем сознании суть одно и то же, писал К.Г. Юнг. Поэтому, если учесть эту банальную истину, нелепо «евразийский соблазн» рассматривать только с позиций абсурдной идеологии и утопии. Если культура имеет душу, нам не должно быть безразлична душа русской культуры.

Зачарованность душою никоим образом не есть болезнетворное извращение. Это замечание К.Г. Юнга уже становится девизом нашей эпохи.

Добавить комментарий