Тема взаимоотношений различных конфессий в законодательном поле как никогда становится сейчас актуальной. Влияние религиозно-нравственного фактора в общественной жизни огромно. Но чтобы рассматривать эти процессы во всей их полноте, мы должны выявить процесс их зарождения и развития, анализируя исторический и социологический контекст. Причина рассмотрения этих процессов на примере монашеских орденов очевидна: возможно, эти организации являлись самыми определенными выразителями тех идей, которые повлияли на развитие межконфессиональных отношений. И начать, вероятно, следует с истоков монашества.
Сравнивая процесс роста монашеского движения на Востоке и Западе, важно отметить, что на Востоке развитие форм аскетической жизни было свободным и самодовлеющим процессом, тогда как на Западе идеологи и энтузиасты аскетизма насаждали монашество активно и воинственно, нетерпеливо ускоряя естественный процесс, вступая в литературную борьбу со своими противниками, втягивая в эту борьбу церковный клир и мирскую власть. Это способствовало тому, что западное монашество оказалось в целом менее созерцательным, более приближенным к миру, более организованным и приспособленным для выполнения апостольского и воспитательного служения. Подчиненное церковному контролю, Западное монашество не могло остаться на том пути, на котором стояло и древнее, и Восточное. Не отрекаясь от идеалов аскетизма и созерцательной жизни, Западное монашество должно было принять участие в осуществлении задачи церкви — водворении «Царства Божьего» на земле. Формы осуществления этой задачи изменялись вместе с историческими условиями; сообразно с этим видоизменялась организация и формы деятельности Западного монашества, постоянно служившего для церкви источником своих сил, орудием обновления и преобразования. Монашество сыграло огромную роль в эпоху догматической борьбы церкви и его заслуги трудно переоценить.
Исследуя разницу между аскетическими идеалами Востока и Запада, мы не должны упустить из виду значение национальных особенностей греков и римлян. Во всяком случае, эти два классические народа противостоят один другому как более упругий, суровый, прямой и устойчивый; и с другой стороны — более утонченный, мягкий, иногда легкомысленный, непостоянный, уклончивый до лукавства и хитрости, льстиво искательный. От римских христиан естественнее ожидать более стойкой, главное, систематической защиты церковной свободы против возможного покушения на нее государственной власти. Но они могли преувеличить значение спорных вопросов, и из борьбы за свободу сделать борьбу за преобладание. [145] При любви греков к свободе они попали под железную власть Рима и никогда не могли свергнуть с себя этого ига. Рабство даже на устойчивых римлян действовало разлагающим образом, даже их оно нравственно принижало. Грека оно просто подавляло: не будучи в силах добиваться простора открытым путем, он действовал темными средствами, шел к нему окольным путем интриг, заговоров, лукавства и мести. Эти низкие проявления сделали греков ненавистными для римлян.
Подведя некоторые итоги, мы можем более полно рассмотреть процессы, происходившие в Российском государстве в XVIII — XIX вв. на примере Санкт-Петербурга, как его столицы, и внимательно изучить характер взаимоотношений этих полярных миропониманий.
История католического монашества в Санкт-Петербурге неразрывно связана и с историей, и с внешней и внутренней политикой Российской империи. Присутствие Римско-католической церкви в России (в том числе представленное монашествующими) во все времена вызывало общественный резонанс, так как непривычное, нетрадиционное в данной местности воспринималось, как враждебное и угрожающее… Большой интерес вызывает динамика отношений государственных деятелей России к католическим монашеским орденам, как представителям традиции иных государств, связанная с изменениями политической обстановки.
Следуя далее, мы можем перейти к рассмотрению взаимодействия различных конфессий в постсоветской России. Это один из насущных вопросов современного общества. Однако стоит заметить, что из-за увеличения динамики политических, социальных и церковных процессов, ситуация изменяется с каждым месяцем. Поскольку стагнации вышеозначенных процессов не ожидается, мы можем означить цель нашего исследования следующим образом:
- Проанализировав доступные социологические данные, представить общую динамику изменения мировоззренческих позиций;
- Рассмотреть исторические, социальные, психологические, политические и идеологические факторы интеграции и дезинтеграции различных конфессий;
- Выявить последствия несоответствия положений Конституции и некоторых федеральных законов и положений;
- На примере некоторых конфессий рассмотреть общественный взгляд на проблемы интеграции;
- Выдвинуть некоторые возможные пути разрешения межконфессиональных конфликтов.
Поиск реальных механизмов предупреждения и бескровного разрешения данных конфликтов составляет одну из важнейших задач современного общества. Одним из камней преткновения становятся наши собственные предубеждения, предрассудки и предвзятое мнение относительно представителей иных конфессий. Зачастую их существованием мы обязаны непросвещенностью в данных вопросах, отсутствием соответствующего образования, [146] и, как следствие, некритическому восприятию любой сколько-нибудь постулирующей информации, качество которой зачастую оставляет желать лучшего. Некоторые психологические моменты современного российского мироощущения понятны: некогда мощная милитаризированная держава, повергавшая в трепет соседей и диктовавшая условия, превратилась в некое подобие союза пришедших в упадок и раздираемых внутренними конфликтами обломков великой страны, который все обвиняют во всех бедах. Но желание обособиться, обозначить себя как нечто «сверхсамобытное», замкнутое и самодостаточное — лишь проявление собственных комплексов. Основной задачей для личности постсоветской России является осознания себя гражданином великой страны с великой историей и огромным потенциалом, личностью свободной и открытой, здравой и образованной, жаждущей более мира и благополучия, нежели реализации «великой «идеи. Только при условии выполнении этой задачи можно говорить о возможности яркого национально-религиозного самоопределения в рамках одной страны, только тогда мы сможем назвать себя страной «выше конфликтов».
Последующую же работу мы можем посвятить философскому и социологическому анализу процессов, происходящих в Санкт-Петербурге: рассмотреть современную ситуацию, в которой находятся католические монашеские миссии, увидеть ситуацию в динамике и, проанализировав полученные данные, сделать вывод и прогнозировать развитие межконфессиональных отношений в их религиозно-правовом аспекте.
Добавить комментарий