Формализация обряда посвящения в индуизме

[13]

Посвящение является одним из обрядов жизненного цикла в традиционном обществе. В индуизме эта церемония известна как упанаяна-самскара. Слово упанаяна означает «приближение ученика, желающего встать на путь тапы 1, к духовному учителю» 2. Термин самскара имеет различные значения 3. В данном случае его следует понимать, как таинство, оставляющее впечатление. О древности церемонии свидетельствуют различные литературные памятники 4.

Общий смысл ритуала заключается в принятии учеником и учителем взаимных обязательств, что является основой принципа ученической преемственности. Ученик дает обет практиковать рецитацию мантр 5 и воздерживаться от негативной деятельности 6. Учитель обещает передать ученику материальное и трансцендентное знание. Материальное знание традиционно подразделяется на 64 предмета; 7 трансцендентный опыт включает в себя мокшу 8 (освобождение от материальных желаний) и бхакти 9 (бескорыстное преданное служение Кришне). Таким образом ученик получает возможность достичь дхармы (благочестия), артхи (экономического процветания), камы (чувственного удовлетворения) и мокши, которые, согласно Пуранам 10, являются четырьмя целями [14] человеческой жизни. Взаимное выполнение обетов приводит к активизации трансцендентных самскар, в результате чего материальные самскары блокируются 11. Для успешной реализации поставленной задачи учителю и ученику необходимо находиться в доверительных отношениях. Отсюда следует, что они должны обладать определенными личными качествами. Перечислим их. «Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире» 12. «Для того, чтобы служить духовному учителю, ученик должен научиться чистоплотности, аскетизму, терпимости, молчаливости, изучению ведического знания, простоте, целибату, ненасилию и уравновешенности перед лицом материальной двойственности, такой как жара или холод, счастье или несчастье» 13.

Однако людей, отвечающих этим требованиям, со временем становилось все меньше. Это привело к упадку старинных обычаев 14. Этнографические данные 15 показывают, что обряд посвящения превратился в формальность, его харизма оказалась забытой. Тем не менее, благодаря деятельности носителей личностного сознания 16, культурная традиция смогла найти выход из сложившейся ситуации. Им оказалось движение бхакти, которое возродило забытые духовные идеалы 17. С одной стороны, оно органично связано с древними ведическими канонами, а с другой, отбросило невежество, кастовость и жестокость индуизма.

Интегрирующие процессы, протекающие в современном мире, наметили тенденцию создания глобальной мировой культуры. Она должна впитать в себя все лучшее, что было создано разными народами на протяжении веков. Несомненно, что бхакти, которое бережно передавалось от учителя к ученику, займет достойное место в системе общечеловеческих ценностей.

Примечания
  • [1] Санскр. tapa — аскеза.
  • [2] Шримад Бхагаватам. Бхактиведанта бук траст, 1992. Т. 2. C. 473.
  • [3] Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М. 1990. С. 46-47.
  • [4] Ригведа. Мандалы 1-4. М. 1989. C. 299; Ригведа. Мандалы 9-10. М. 1999. C. 266. (3. 8. 4-5; 10. 109. 5.)
  • [5] Санскр. mantra — сакральный звук.
  • [6] Шримад Бхагаватам. Бхактиведанта бук траст, 1995. Т. 4, ч. 2. C. 346.
  • [7] Ватсьяяна Малланага. Кама-сутра. М., 2000. C. 24-29.
  • [8] Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. М., Л., Калькутта, Бомбей, Нью-Дели, 1990. C. 582; 663-664. (12. 3-4; 14. 22-25).
  • [9] Там же, C. 410-412; 453-454; 462; 466-470; 581; 665; 798-799 (9. 13-14; 22; 26-28; 12. 3-4; 14. 22-25; 18. 65-66).
  • [10] Шримад Бхагаватам. Т. 4, ч. 2. C. 410-412 (4. 22. 34-35).
  • [11] Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992. C. 87. (1. 2.).
  • [12] Нектар наставлений (перевод Шри Упадешамриты Шрилы Рупы Госвами). Бхактиведанта бук траст, 1991. C. 7. (1).
  • [13] Шрила Гопал Кришна Госвами. Обязанности ученика. СПб., 1994. C. 1. («Шримад Бхагаватам», 11. 3. 24.).
  • [14] Гангулова Г. Праздники жизненного цикла // Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969. C. 284.
  • [15] Пандей Р.Б., C. 123-124; 133.
  • [16] Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания (опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала). СПб., 1994. C. 50-76.
  • [17] Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтанйи. Трактат о подлинной духовной жизни. Вильнюс, М., Л., Калькутта, Бомбей, Нью-Дели, 1989. C. 28-29.

Комментарии

Добавить комментарий